Deutsch

Древний Hattingen – немецкий „городок в табакерке“

15.08.16 00:35
Re: Древний Hattingen – немецкий „городок в табакерке“
 
Larisa B постоялец
в ответ Larisa B 15.08.16 00:07

Окончание Главы 5, в которой автор наконец-то расскажет терпеливому читателю о „богатырской заставе“ – „ремейке“ былины о трех богатырях улыб


„Ой, ты гой еси“...ах, простите, изумленные читатели. Я несколько встревожена тем, с чем нам с вами предстоит встретиться, потому и позволила себе некоторую эклектику, на минуту забыв, что жанр моего повестования – средневековый „Роман в пути“. Обязуюсь впредь держать себя в рамках заданной стилистистки и не смешивать жанры. улыб


Итак, в заключении рассказа о городских укреплениях Хаттингена, мне остается лишь добавить, что, начиная с 1820 года, возведение городской стены не только прекращается, но и частично сносится, а городской вал сравнивается с землей, так как с развитием техники эти укрепления становится бесполезными, да и город значительно расширил свои границы. Но остатки городской стены и одной из семи сторожевых башен – Bruchtorturm сохранились.





Сторожевая башня - Bruchtorturm находилась недалеко от городских ворот Bruchtor и была важным стратегическим пунктом наблюдения и обороны. В случае наступления противника, доступ защитников города осуществлялся с внутренней стороны крепостной стены на верхний этаж. А уже затем через чердачный люк по лестницам они спускались к абмразурам, расположенным на нижнем этаже

.

Долгие годы часть сохранившейся городской стены и полуразрушенная сторожевая башня была скрыты большим жилым домом. Наружная стена башни была проломлена, внутренние помещения были отданы под склад. После сноса здания, закрывавшего остатки городской стены и сторожевой башни, и глобальных реставрационных работ в рамках проекта по сохранению и восстановлению старого города, образовалась совершенно потрясающая естественная историческая декорация,





которую хаттенгенцы использовали весьма своеобразно. Здесь, прямо при въезде в город, недалеко от автобусной станции, резко контрастируя с традиционной архитектурой средневековья, как будто вырастают из-под земли на своих мощных металлических цоколях, три зловещие монументальные фигуры – три железных человека (die Eisenmänner)





И вы, в стороне от дороги,

Застывши на каменной груде,

Стоите, недвижны и строги,

Немые, громадные люди.

...

Шепчу я слова заклинаний,

Молю неизвестного бога.

И много тревожит вопросов:

Кто создал семью великанов?

Кто высек людей из утесов,

Поставил их стражей туманов? *


Ответ несколько успокаивает. Это современная инсталяция польского скульптора Збигнева Фрачкиевица (Zbigniew Fraczkiewicz). Остановимся ненадолго возле этих мрачных исполинов и поговорим об истории появления в Хаттингене столь необычной инсталяции.


Збигнев Фрачкиевиц начинал создавать свой монументальный цикл железных людей, начиная с 1984 года. Его пятнадцать железных детищ созданы из пластика и разбросаны по всей Европе.





Мильоны - вас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы.

Попробуйте, сразитесь с нами! **


Когда смотришь на скопище этих „посланцев из будущего“ или, быть может, наоборот - „восставших из прошлого“ (?), то волей-неволей внутренне как-то съеживаешься:


Иное - могучее племя

Здесь грозно когда-то царило,

Но скрыло бегучее время

Все то, что свершилось, что было. ***


Так и кажется, что это застывшая в железе агрессия, оцепеневшая Божья кара.


Некоторые из железных людей Збигнева Фрачкиевица с переездом на новое место жительства, обрели и новые имена.


Это скульптура „Swinster“ в польском Гожув-Велькопольский (Gorzów Wielkopolski), "Анти-человек" в Майнце (Mainz „der Antimensch“) ,







„Мы из XX“ („Wir vom XX“), установленная во дворе гимназии Альберта Эйнштейна в Берлине (Albert-Einstein-Gymnasium in Berlin)




и в ряде других городов.


Когда я смотрю на эти скульптуры, у меня неизменно всплывает в памяти лишь одно:


Обида! Обида!

Мы - первые боги,

Мы - древние дети

Праматери-Геи, -

Великой Земли!

Изменою братьев,

Богов Олимпийцев,

Низринуты в Тартар,

Отвыкли от солнца,

Оглохли, ослепли

Во мраке подземном,

Но все еще помним

И любим лазурь.

Обуглены крылья,

И ног змеевидных

Раздавлены кольца,

Тройными цепями

Обвиты тела, -

Но все еще дышим,

И наше дыханье

Колеблет громаду

Дымящейся Этны,

И землю, и небо,

И храмы богов.

А боги смеются,

Высоко над нами,

И люди страдают,

И время летит.


Но здесь мы не дремлем:

Мы мщенье готовим,

И землю копаем,

И гложем, и роем

Когтями, зубами,

И нет нам покоя,

И смерти нам нет.


Источим, пророем

Глубокие корни

Хребтов неподвижных

И вырвемся к солнцу, -

И боги воскликнут,

Бледнея, как воры:

„Титаны! Титаны!“

И выронят кубки,

И будет ужасней

Громов Олимпийских,

И землю разрушит

И небо - наш смех ***


И вот они перед нами. Это впечатляющее, угрожающе воплощение облика человека, явившегося из параллельных миров, что-то среднее между Гомункул (Homunkulus) - искусственным человеком, и фантастическими монстрами, сошедшими со страниц книг или прилетевшими из дальних уголков вселенной, чтобы захватить и населить нашу планету. Они уже не в книгах. Не в фильмах. Они здесь. Перед нами. В их мерцающих бесстрастным стальным блеском глазах можно прочесть:


Мы любим плоть - и вкус ее, и цвет,

И душный, смертный плоти запах...

Виновны ль мы, коль хрустнет ваш скелет

В тяжелых, нежных наших лапах?


Привыкли мы, хватая под уздцы

Играющих коней ретивых,

Ломать коням тяжелые крестцы,

И усмирять рабынь строптивых ****


Но... ...миролюбивые хаттингенцы прочли инсталяции Збигнева Фрачкиевица не так зловеще и кровожадно, как предложила вам я. улыб


В 1996 году к 600-летнему юбилею города по инициативе городских властей и Хаттингенского Культурного общества (der Kunstverein) на территоррии бывшего металлургического завода (Henrichshütte ) была открыта выставка железных людей Збигнева Фрачкиевица. Место для проведения выставки было выбрано не случайно. Этот металлургический завод был основан в 1854 и производил одну из самых высококачественных сталей в области Рура, которое было прекращено 18 Декабря 1987. После закрытия завода производственные площади и его территории стали использоваться в качестве музея и парка (der Landschaftspark). Казалось бы, лучшего места для временной экспозиции пятнадцати скульптур железных людей трудно найти. Но хаттингенцы решили иначе.


Три скульптуры, каждая из которых приблизительно 2,40 м высотой, весом около 600 кг и стоимостью 20.000 ДМ было решено приобрести для украшения города. Покупку одной спонсировал Volksbank, вторую – строительная компания Schack (die Bauunternehmung Schack) и третья была приобретена на пожертвования горожан.


Железные люди были установлены в память о борьбе Хаттингена за получение в прошлом права на производство стали.


И еще один небольшой железный человечек, который выглядит скорее, как забавный Самоделкин из книжек вашего детства или детства ваших родителей,






или как Железный Дровосек, мечтающем о человеческом сердце, из Сказки о приключениях Элли с Тотошкой в поисках Изумрудного города, установлен перед Старой ратушей Хаттингена.







Ну а три железных человека, "прописавшиеся" в Хаттингене, заняв почетное место у бывшей городской стены, неизменно притягвают к себе взгляды прохожих и являются излюбленным фотомотивом многочисленных туристов.


И, если отбросить те зловещие ассоциации, которыми я в начале своего описания, возможно, запугала впечатлительного читателя, улыб и изменить ракурс восприятия, сменив негатив на позитив, то можно вообразить, что эти могучие исполины как будто охраняют вход в город и отдаленно напоминая нам трех былинных богатырей на богатырской заставе, но...в некоторой авангардной интерпретации. Такой своеобразный ремейк русских былин на немецкой земле.






Хотя...почему бы и нет? Ведь все наше путешествие это ремейк сказки Одоевского „Городок в табакерке“. А это ведь добрая сказка, значит и железные люди в этой сказке - никакие не монстры. Они также должны быть добры и велкикодушны, и в их железной груди должны биться почти настоящие сердца, почти такие же, как шелковое сердце, подаренное Волшебником Изумрудного города Железному Дровосеку. Эти сердца будут тосковать по вам, любезные читатели. улыб Не будем же огорчать их и пообещаем, что мы к ним непременно вернемся, и это произойдет...наверное, возможно, вероятно, когда-либо, когда-то, когда-нибудь улыб... и


двинемся в дальнейшее путешествие, в Главу № 6. улыб


Продолжение следует

©

..........

Примечания

* В. Брюсов „На остове Пасхи“

** А. Блок „Скифы“

*** В. Брюсов „На остове Пасхи“

**** Д. Мережсковский „Титаны“

***** А. Блок „Скифы“

 

Перейти на