Deutsch

Душе моя восстани, что спиши...

11.11.17 08:27
Re: Душе моя восстани, что спиши...
 
НАТАШУЛЬКА коренной житель
НАТАШУЛЬКА

ПЕРЕБЕЖКАМИ К БОГУ



Царство Небесное — внутри человека. И постоянно, повседневно за сердце человека, за его ум идёт борьба. Эта борьба — путь души ко Христу, к победе над смертью. В наши сердца Господь входит тогда, когда мы хотим изменить свою жизнь, хотим научиться любить, когда мы верим в победу Христовой любви над нашей смертью. Господь дает человеку дар любви. Непросто нам принять этот дар, непросто смириться, расстаться с теми идеями, иллюзиями, желаниями, эмоциями, которые пытаются удержать человека, прилепить, привязать, приковать, сделать его добычей этого мира. Вырываются люди только тогда, когда они доверяют Богу до конца.



Мы по-настоящему никого не любим, никого не чтим. Грех оскверняет даже самые светлые порывы души. И осознание этого факта будет началом нашего отрезвления, началом нашего пути к Небесному Врачу — когда грех атакует человека, когда попускается брань, тогда человек видит, что он ни на что не способен. Дьявол не трогает человека, пока видит, что тот ему не опасен, что тот ещё не трудится о Господе. Потому что затронуть человека — это значит пробудить его от сна, дать ему возможность бороться, увидеть врага в лицо.



Обычно человек совершенно не заботится о своём уме, который отдается чему угодно. Мы включаем телевизор, слушаем радио, смотрим кругом и впитываем как губка, — а это заражает ум. Начиная жить духовно, человек узнает, что центр его жизни — сердце.



"Сердце глубоко", и кому оно принадлежит, что в нём творится?



Оказывается, в сердце нашем такой беспорядок, такое там разорение, такое "хранилище овощное" вместо храма, что надо всё разбирать, выбрасывать и закладывать основание нового здания. Вот, к примеру, человек читает великие книги и мечтает о подвижничестве, затворничестве, о сердечной молитве, а смирение заключается в том, чтобы увидеть вокруг себя людей, близких, чтобы в обстоятельствах своей жизни увидеть Божий промысл о своём спасении. С одной стороны, человек может приземлиться настолько, что скажет: "Зачем мне эти крылья? Буду ползать всю жизнь — так надежнее". А с другой стороны, человек может не рассчитать своих сил, взлететь, упасть и разбиться. То и другое — крайности, которых мы должны избегать.



В течение жизни мы постоянно делаем ошибки: уклоняемся то в одну, то в другую сторону. То у нас вдохновение и мы готовы день и ночь молиться, а то — нежелание молиться, потому что мы чувствуем, что не находим в себе молитвы, что у нас ничего не получается, и мы бросаем всё свое духовное делание. Поэтому очень важно найти средний путь, чтобы у нас было посильное правило, которое мы могли бы выполнять регулярно. Для этого нужно усилие.



Бывает, человек молится и говорит: "Я ничего не чувствую". А что нужно чувствовать? Да, по благодати Божией, бывает, душа горит. Это чистый огонь, который Господь даёт, чтобы пожечь ту неправду, которой человек жил до того, как пришёл ко Христу. Но потом за этот огонь нужно бороться и не ждать его, а трудиться, уповая на то, что Бог видит тебя и что данное Им тебе сейчас — на пользу. Ты благодари Бога, что ты в Церкви, ты делай усилие и, конечно, возлагай на Бога всё твоё упование, а не на свои чувства и эмоции.



Очень опасно, когда человек ждёт чувств, каких-то особенных душевных или телесных состояний. Они могут стать помехой на пути к Богу, некоей подменой. Человек будет искать земного наслаждения. А то, что Бог даёт, —это всегда "нечаянная Радость", Радость, которую человек не чает получить, и описать её словами, проанализировать по-человечески невозможно. Всю нашу жизнь мы идём к бессмертию, к вечной жизни.



Конечно, нужно удовлетворять потребности телесной жизни и давать себе душевные отдохновения, но мы должны как можно меньше к этому привязываться. Когда же приходят скорби, искать нужно не человеческого, а Божественного. Мы встретили Христа. И мы становимся мучениками, если не хотим потерять Того, Кого встретили, не забыть о Нём. Мы уже не можем жить как прежде, мы уже знаем, что есть Христос, Он коснулся нашего сердца, и без Его любви жить уже невозможно. Никакой человеческой земной любовью Её не подменишь.



Как часто бывают моменты, когда кажется, что сил больше нет, нет желания вставать и идти дальше. Но проходит туча, выглядывает солнце, и появляются силы, потому что Бог есть Сила, Бог есть Победа, Бог есть Любовь, побеждающая грех. Мы не способны правильно увидеть и истолковать обстоятельства сегодняшнего дня, не можем изменить их. Может быть, то, что теперь у нас вызывает ропот и уныние, через некоторое время мы оценим, как единственную возможность спастись от неправильного шага, от неверного шага, от какой-то ошибки. Поэтому нужно всё от Господа принимать, доверять нужно Богу. И покаяние наше, как черты Царствия Небесного внутри нас, будет рождаться в этом доверии.



Чувствовать близость Бога, Его беспредельную Любовь невыносимо для греховного человека, и поэтому мы, конечно, хотим спрятаться, ищем передышки. А передышка — это скатывание назад, вниз, а мы должны постоянно идти вперёд и вверх. Дальше будет гораздо тяжелее, чем сегодня, но будет больше любви. Мы не должны строить иллюзий, что завтра нам будет легко, мы полетим. Мы идём в Царство Небесное как бы перебежками: причастились — побежали, упали — поднялись — причастились — опять побежали. И чем раньше мы расстанемся с какими-то мечтами, ложными представлениями, тем проще будет увидеть Бога в нашей жизни.



Необходимо мужество не отказаться умереть за Христа, даже, если речь идёт о малом. Вот мы приходим с работы, с учёбы, мы устали, голова болит, ноги ноют. А надо читать вечернее молитвенное правило. Как только человек себя пожалеет, он сразу упадет, но если скажет: "Нет, Господи, я буду делать усилие, чего бы это ни стоило" — Бог даст силы. Но для этого нужно "умереть". Это и есть маленькая смерть.



Нам всем нужно дать согласие: "Я умру за Христа".



Протоиерей Андрей Лемешонок (подготовила р. Б. Ольга (К.))



 

Перейти на