Deutsch

Даруй мне зрети прегрешения моя ...

01.06.22 21:27
Re: Даруй мне зрети прегрешения моя ...
 
НАТАШУЛЬКА коренной житель
НАТАШУЛЬКА





КОГДА МОЛЧАНИЕ ХУЖЕ МНОГОСЛОВИЯ

Когда мы следим за своими словами, мы научаемся быть внимательными и, как следствие, становимся внимательными к другим людям. Ведь тот, кто много говорит, никогда не слушает. Болтливый человек – это не просто тот, кто всё время говорит, но еще и тот, кто никогда не слушает. Соответственно, чтобы услышать, нужно научиться молчать. Чтобы приобрести молитву и внимание, опять же нужно научиться молчанию. Молчание – великая добродетель, которая есть мать многих других добродетелей.

Как говорят святые отцы, молчание должно быть с умом. Ведь бывает, что иногда мы молчим, но при этом делаем кислое лицо. В этом случае мы говорим не языком, а нашим выражением лица, что иногда может быть еще хуже слов. Также и какое-то наше движение, абсолютно без слов, может очень сильно ранить другого человека. Например, кто-то пытается тебе что-то сказать, а ты с недовольным лицом отворачиваешься от него. На первый взгляд кажется, что ты ничего плохого не сказал, но на самом деле своим видом ты сказал намного больше.

Мы молчим, но при этом делаем кислое лицо, и такое наше молчание хуже всяких даже грубых слов.

К примеру, муж идет домой и думает: «Сейчас я приду и ни слова не скажу своей жене, буду упражняться в молчании». Нет, это неправильно. Дома нужно разговаривать с женой, но только следить за тем, что ты говоришь. Молчание означает не полную тишину, но внимание к своим словам.

Преподобный Иоанн Лествичник в «Слове о молчании» пишет: я встречал человека, который говорит с утра до ночи, но его слова подобны тишине, и видел я человека, который все время молчит, но его молчание еще хуже многословия. То есть можно молчать постоянно, но ум наш все равно остается рассеянным. А другой может говорить с утра до ночи, но это будут слова о Боге, слова о добре, слова утешения, слова, наполненные любовью. От таких слов получит пользу не только говорящий, но и те, кто рядом с ним. Суть не в количестве слов, а в их качестве.

Один святой говорит: если молодой монах (да и вообще любой человек), который, несмотря на свой духовный подвиг, не может сдержать своего языка и, более того, даже ищет возможность вставить словечко в разговор, то внутри у него пустота и он подобен «кимвалу звучащему». И наоборот, когда человек по-настоящему подвизается, тогда ум его находится в постоянном молитвенном бдении, он контролирует свою речь и ему нравится находиться в тишине. Если такой человек произнесет хотя бы пару слов, то это будут золотые слова. Здесь слово можно сравнить с солью, которую мы добавляем в пищу. Ведь еда без соли – безвкусна, ее не хочется есть. То же самое в случае, если мы переборщим с солью: еда станет невкусной, и ее захочется выплюнуть. Поэтому и недостаток слов, и неумеренность в словах – это две крайности. Слово должно произноситься с рассуждением и со вниманием.

ЕСЛИ НЕ СДЕРЖАЛИ СЕБЯ

В случае, когда мы не смогли сдержать себя и сказали то, что сказали, что же нам делать? Как нам забрать эти слова обратно? Сказав нечто неприятное своему ближнему и сразу же осознав это, лучше всего немедленно попросить прощения: «Прости, брат, я наговорил лишнего». Если же ваш ближний не слышал тех оскорбительных слов, которые прозвучали в его адрес, то будет большой ошибкой сказать ему: «Знаешь, брат, вчера я был с друзьями и осудил тебя в разговоре». В этой ситуации будет лучше не говорить ему об этом, чтобы не вводить в искушение, но наедине покаяться в этом грехе перед Господом, поскорбеть о своем падении и помолиться. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный (Иак. 3: 2), – говорит апостол. Но кто из нас совершенен? Так или иначе, каждый из нас в какой-то момент может потерять над собой контроль...

БОРЬБЕ С ПРАЗДНОСЛОВИЕМ МЕШАЕТ УСТАЛОСТЬ

Еще один фактор, который мешает в нашей борьбе с празднословием, – это усталость. Ведь когда человек утомлен, ему сложно себя контролировать. Поэтому всем тем, кто не ведет активную духовную жизнь, необходимо следить, чтобы не доводить себя до критической отметки усталости. Потому что, как говорил один афонский подвижник: «Я могу тащить на себе 100 кг, но если кто-нибудь добавит в мою поклажу еще хотя бы полкило, этой тяжести я уже не выдержу». Нам всем важно это помнить, потому что наша жизнь в миру преисполнена разного рода волнениями, постоянным беспокойством о времени, о делах и т.п. От всего этого мы все время находимся в стрессе, устаем телесно, душевно и духовно. И вот, когда мы в таком состоянии, нам под руку попадает какой-нибудь человек, и мы обрушиваемся на него.

Возьмем, к примеру, семейные отношения. Пришел супруг домой с работы, и если ты видишь, что он устал и не хочет разговаривать, то не нужно его донимать, так как в этот момент он настолько изнурен как физически, так и морально, что у него нет никаких сил, чтобы вести с тобой беседу.

Одна женщина, продавец в обувном магазине, рассказывала мне, что на работе ей приходится проявлять огромное терпение, ведь к ней приходят разные покупатели. Часто попадаются весьма претенциозные: то эти туфли принеси, то другие, а еще вон те, а эти мне жмут и т.д. и т.п. Она старается сдерживать свое раздражение и вежливо их обслуживать. Однако, придя домой, при малейшем капризе родного ребенка она взрывается. Почему так происходит? Потому что в человеке накапливается усталость за день и дома, когда он чувствует себя более свободно, он дает выход всем накопленным чувствам. Мы всегда должны помнить об этом – как в отношении себя, так и в отношении наших ближних.

Когда человек устал, расстроен или чересчур радостен, он не должен много говорить или принимать какие-либо решения в таком состоянии. Потому что в радостном состоянии он может такого наобещать, чего потом никогда не сможет исполнить. То же и в уставшем состоянии: человек может наговорить такого, о чем потом очень сильно пожалеет. Я не говорю про великих отцов-подвижников, которые благодаря своему духовному подвигу смогли превзойти свою усталость. Я говорю о нас, живущих в условиях мирской жизни, чтобы мы не доводили себя до предела, потому что в таком состоянии мы можем совершить и наговорить вещей, о которых потом сильно пожалеем. Усталость - плохой советчик.

«СМОТРЮ НА НИХ И НЕ МОГУ ПОНЯТЬ, ЧЕМ НАПОЛНЕНЫ ИХ СЕРДЦА»

Человек, который считает себя религиозным, благочестивым и любящим Бога, будет обуздывать свой язык. А кто не желает его обуздывать, тот, как говорит апостол, обольщает себя, думая, что он благочестив. Получается, что все его хождение в храм оказывается бесполезным. Человек ежедневно читает и слушает Евангелие, но понимает ли он на самом деле его смысл? Понимает ли то, что ему хочет сказать Господь? Вот мы видим, как он себя ведет, как говорит: в его словах проскальзывает эгоизм и пренебрежение к ближним, от малейшего повода он возгорается как спичка. Пока ты его гладишь по головке, хвалишь, говоришь, какой он прекрасный, у тебя с ним отличные отношения, но, как только ты что-нибудь скажешь против, он превращается в кошку, готовую выцарапать тебе глаза. И вот напрашивается вопрос: в этом человеке произошли хоть какие-нибудь изменения? Куда привела его связь со Христом? Где же те самые плоды Святого Духа?

Как-то один старец, увидев молодых монахов, которые весело что-то обсуждали и смеялись, заплакал. Тогда некто спросил его: «Авва, что случилось?» И старец ответил: «Смотрю на них и не могу понять, чем наполнены их сердца». То, что эти молодые монахи с такой легкостью предавались пустословию, говорит о том, что ум их был рассеян и что они не поняли своей цели. Язык – это наше зеркало.

Очень частой причиной развязанного языка является отсутствие духовного труда, но также причиной может быть и просто привычка. Если человек привык быть эгоистичным в разговоре, нахваливать себя или унижать других, он может не осознавать, что поступает неправильно, потому что он так привык. Он вредит себе и окружающим, сам того не осознавая. Например, сын жалуется на отца: мой отец постоянно смеется надо мной, уничижает меня, он не ценит ничего из того, что я делаю. И потом мы встречаем этого отца и понимаем, что перед нами не плохой человек, но с добрым расположением к людям, который просто не научился хорошо разговаривать и с уважением вести себя по отношению к ближним. Получается, что хоть он и имеет желание поддержать своего ребенка, вместо этого дает ему пинок. Так он научился. Важно осознавать это и учиться правильному общению с людьми. Нужно быть вежливыми и внимательными, а не любопытными или надменными, постоянно подчеркивая свое «я».

Например, в доме, где родители говорят по-доброму и с уважением друг к другу, этому научаются и дети. Конечно, сегодня на детей очень сильно влияет и школа, и телевизор, но должен быть хороший пример в родительском доме.
Знаете, я встречал много хороших примеров как в мирских семьях, так и в духовных. Помню, когда я жил на Святой Горе, я видел разных людей: старцев, монахов среднего возраста, молодых послушников… – и все эти люди были очень добрые, вежливые и мягкие в разговоре. Что бы ты им ни сказал, это не вызывало у них бурной реакции или любопытства.

Был один случай. В какой-то момент наш старец решил вместе с братией переселиться из монастыря в скит. Мы хотели поездить по Афону, чтобы посмотреть свободные келлии и подобрать для себя самую подходящую. В то время нас приютил у себя один скит. У них была большая машина для работы в поле, которую эти монахи любезно предложили для наших нужд. И вот ежедневно в течение пяти дней они куда-нибудь нас возили, однако никто и ни разу не спросил, что мы конкретно ищем и почему хотим уйти из своего монастыря. То есть ни одного любопытного вопроса. Всё от того, что некогда старец этой общины научил этому своих преемников, те своих учеников и т.д. То же и в наших кровных семьях. Если родители не ругаются, не говорят плохих слов, не грубы и не резки, это передается и детям. Дети же, в свою очередь, научат этому своих детей.

- архимандрит Афанасий Лимассольский

 

Перейти на