Deutsch

Мысли на каждый день

09.08.22 23:32
Re: Мысли на каждый день
 
НАТАШУЛЬКА коренной житель
НАТАШУЛЬКА

«ТАИНСТВО НЕ ПОНИМАЕТСЯ. ТАИНСТВО ПЕРЕЖИВАЕТСЯ»


Задавать вопросы всегда легче, чем на них отвечать. Тем более, если это вопросы серьёзные, сложные, выходящие за рамки обычного. «Где же мой Бог?» – спрашиваешь ты, «Как я могу Его увидеть, убедиться, поверить?».


Как можно объяснить человеку, никогда не переживавшему состояния любви, что это или как? Очень трудно подобрать слова, сравнения, иногда ты можешь ему ответить лишь так: «Любовь – это не здесь (показываю на голову), Любовь – это вот тут (показываю на сердце)».

О Боге легче молчать, чем говорить. Потому что говорить нужно, подбирая слова, понятия к сверхъестественному.


Есть такое направление в изобразительном искусстве импрессионизм. Буквально это переводится с французского impressionnisme (от impression), как «впечатление». Буквально и очень точно. Принцип воздействия этого искусства (оно, кстати, может быть и не изобразительным) в том, что оно действует не через логику, как реализм, а через впечатление. То есть, логически рисунок, композиция, цвет могут быть нарушены в пределах привычного, но воздействие на впечатление человека может быть ещё мощнее и точнее, чем в обычной форме. Художники заметили эту особенность психики человека и стали использовать в своих творческих целях. Делая, таким образом, сознательные акценты в тех деталях, которые они хотят особенно подчеркнуть и наоборот пренебречь тем, что в их творческой задаче второстепенно. Например, я ставлю перед собой задачу нарисовать не сюжет, а радость, не событие, а состояние. Можно это сделать в реалистической манере и придётся потрудиться. Но можно пойти и другим путём, нарисовать радость в наивном искусстве, как детский рисунок. И то, и другое будет работать. Первое через логику к сердцу, второе прямо в сердце. В этом, кстати, импрессионисты ничего не изобрели. Человечество за много сот лет пользовалось этим принципом. Впечатление мощнее и точнее логики.


Неслучайно, ещё в начале ХХ столетия известный французский художник Матисс побывав в России и познакомившись с русской иконой, воскликнул: «Мы открываем новое в изобразительном искусстве, а в русской (византийской) иконописи всё это есть уже много веков». Иконописец пишет не портрет и не событие. Он пишет состояние и в этом творчестве ему часто мешают тесные рамки реализма. Ему хочется писать точнее, ярче, понятнее сердцу. Ни в коем случае, нельзя путать с западной чувственной, эмоциональной живописью. Запад пишет человеческие состояния, Византиец – воплотившегося Бога. Даже когда пишет Богородицу или святых он пишет обо́жение. Обо́жение, которое не возможно написать в реализме. Всё время будет получаться человек. Но мы пишем не человека, а состояние.


Иконописец не скован законами пропорций и перспективы. Он подчиняет их своей духовно-творческой задаче. Делает перспективу обратной, ломает пропорции для того, чтобы сделать нужные ему акценты. Например, рисуя печально-умилительное состояние в наклоне головы Богородицы, он сознательно ломает линию глаз, чтобы Она в тоже время смотрела прямо на тебя. В реализме – это преступление, в иконописи и импрессионизме – обычный приём, ради конкретного результата. И самое главное, это работает и работает очень мощно и точно.


Почему я так много уделил внимания импрессионизму? Я хочу тебе сказать, что Бог не материя, Бог – дух. Я хочу тебе сказать самую главную мысль – нельзя познать Бога логически. Логика может только говорить о Нём. О Нем, но не с Ним. Понимаешь, ОН в другом формате. Он не логичен, иррационален. ОН – БОГ. Твой рассудок слишком узок, чтобы вместить ЕГО.


Ты будешь переживать все время катастрофу, пытаясь логикой понять сверхлогику. Ты, или сойдёшь с ума, или сломаешься и станешь безбожником, что, кстати, не лучше первого. Вера, это совершенно не то, что ты себе доказал. Вера – это состояние. Состояние очень реальное, это не умозаключение. Умозаключение – это философское понятие, в котором ты рассуждаешь, но не переживаешь.

Любопытный факт: один из ведущих сотрудников института мозга в конце своей научной карьеры сказал: «Я всю жизнь занимался мозгом, а надо было сердцем…». То есть ум человека, то, что определяет его «Я» не в голове, а в сердце. Сердце мыслит. Мозг анализирует, но окончательную оценку дает сердце. Сердце мыслит, видит, слышит.

Что такое «проницательный человек»? Это человек, который видит более тонко, чем предмет, событие. Это способность дать правильную оценку. Но это состояние скорее харизматическое, чем логическое. Это не анализ, это, я употребляю такое слово, «чутьё». Это очень тонко и это из сердца. То есть именно сердце - тот орган, который способен видеть тонкое, неуловимое. Бог находится именно в этой области. Не в рассудке (рассудок слишком грубый инструмент, чтобы заниматься сверхтонким), а в интуиции. Интуиция – это ум сердца. Сердце так мыслит.

Вера – это событие, которое ты переживаешь очень реально, не отвлеченно. Со-бытие... Ты входишь в Бытие Бога и это не фантазии, это твоя реальность, в которой ты находишься. Ты не думаешь об ЭТОМ, ты ЭТО переживаешь.

протоиерей Сергий Баранов
источник: сай Димитриевского мужского монастыря г.Оренбург dimitrus.ru

 

Перейти на