Deutsch

Вразуми, Господи

16.02.23 22:29
Re: Вразуми, Господи
 
НАТАШУЛЬКА коренной житель
НАТАШУЛЬКА


ЛОЖНОЕ ПОЧИТАНИЕ СЕБЯ ПРАВЕДНЫМИ


Мы в опасности, если надеемся на собственную добродетель

Мытарь из той евангельской притчи, которая читалась в прошлое воскресенье, много грешил, но и много каялся. Он каялся с сокрушением и смирением, потому он и был оправдан. Фарисей не совершал таких грехов, как мытарь, но его великими грехами были гордыня, жестокосердие, самооправдание, и мы не знаем, покаялся ли он в них. Из Святого Евангелия не видно, принес ли он покаяние и был ли спасен.

Блудный сын из сегодняшнего евангельского отрывка, который святитель Григорий Палама называет «притчей о спасенном блудном сыне», тоже много согрешил. Он отправился в «страну далече», жители которой были злы: это были демоны и люди, творящие дела демонов. Нам известно, какую жизнь он проводил в той стране. Он расточал свое имущество, «живя распутно». Он много грешил, но много и каялся. Он много плакал, сильно смирился, пришел в великое сокрушение и потому сказал знаменитые слова: «Встану, пойду к Отцу моему» (Лк. 15, 18). Он не забыл, что у него есть Отец, потому что даже после падения он продолжал оставаться сыном и в нем действовал дар сыновства, память об Отце. Вот почему он смог вернуться к своему Отцу и таким образом спастись.

Однако мы не знаем, что случилось со старшим братом, который, как фарисей, обладал таким же духом гордыни и самооправдания. Он не совершал «тяжелых грехов», которые общество порой ошибочно относит к таковым, но у него был самый большой грех — гордыня, уверенность в собственной праведности. Мы не знаем, спасся ли старший брат. Конечно, Отец проявил к нему большую любовь и показал, что является милосердным Отцом не только к спасенному блудному сыну, но и к этому самодовольному старшему брату.

Будем очень внимательны, братья и отцы. Мы должны знать, что нам грозит опасность не только от распутной жизни, от которой большинство из нас по милости Божией убереглись, но и от ложного почитания себя праведными. Мы в опасности, если надеемся на собственную добродетель, а не на спасительную благодать Божию. Это постоянная борьба: никогда не полагаться на нашу предполагаемую «добродетель», но только на благодать милосердного Бога, потому что «помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» (Рим. 9, 16). Да поможет нам Бог сохранить это святое сокрушение и смирение до конца нашей жизни. Этого ждет от нас Церковь, Христос. На нас производит огромное впечатление, что великие святые, чудотворцы — те, кто были небесными людьми и ангелами земными, — до последнего мгновения имели глубокое покаяние, глубокое смирение, сокрушенное сердце и просили Господа дать им для покаяния хотя бы еще полчаса. Этому научились и мы здесь, на Святой Горе, у старых отцов, которые наставляли нас не полагаться на наши мнимые дела добродетели, каковы бы они ни были, но на милость и милосердие Божие, и всегда просить время на покаяние. Потому что, какое бы добро мы ни сделали — а мы, наверное, делали добро — это ничто перед тем, что мы должны делать и чего требует от нас Бог. Пусть это сокрушение сердца будет с нами до конца нашей жизни.

Святитель Григорий Палама говорит, что блуд есть не только совершение плотских грехов, но и расточение своего «имения», то есть своего ума, на плотские и земные вещи и пребывание в рассеянии, которое не позволяет нам иметь свой ум в Боге. И с этой точки зрения мы все не просто блудные, но в высшей степени блудные сыновья, потому что нам не удается непрестанно содержать свое «имение», свой ум, свое существование в Боге. К сожалению, очень часто наш ум уходит то туда, то сюда, а иногда он обращается даже на неподобные вещи и оскверняется.

Поэтому давайте и мы, как блудные сыновья, скажем сегодня еще раз: «Встану, пойду к Отцу моему». Возвратимся к Небесному Отцу, припадем перед Ним и попросим у Него милости, прощения и просвещения, чтобы оставшаяся часть нашей жизни прошла в покаянии, сокрушении и глубоком смирении.
--------------------------------—
Источник: Архимандрит Георгий Капсанис, Проповеди на праздники Постной Триоди (2006-2014). Изд-во монастыря Преподобного Григория, Святая Гора Афон, 2022. - с. 19-22

 

Перейти на