Великий пост 2
Следует есть по аппетиту, но не пресыщаться. Думай: потом доем, вскоре, — и отложи. Для души еда вкусная и многая — бесполезна. Здоровье она портит, тело тяготит. Преподобный Симеон (Желнин) *** Если борют страсти — в пище воздержись, а если ослабевает тело — пищей подкрепись. Преподобный Симеон (Желнин) *** Надо приучить себя как можно меньше кушать, но это с рассуждением, насколько позволяет твоя работа. Мера воздержания должна быть такова, чтобы после обеда хотелось молиться. Преподобный Силуан Афонский *** Люби голод и жажду [предпринимаемые] ради Христа. Насколько усмиряешь тело, настолько благодетельствуешь душе. Ведь [Бог,] Воздающий по делам, словам и помышлениям, воздаст добром даже и за то малое, что мы с радостью претерпим ради Него. Святитель Геннадий Константинопольский *** Преподобного Паисия Святогорца спросили: – Геронда, отчего некоторые люди, физически слабые и болезненные, хорошо переносят пост? – Секрет в смиренном и любочестном подвиге, который сопровождается молитвой и приобщением Пречистых Таин. Они питают душу, питают и тело. Когда мы причащаемся, то принимаем самое действенное лекарство, Тело и Кровь Христовы. *** Кто разумно постится, тот не думает, что он совершает добродетель, и не хочет, чтобы его хвалили как постника, но думает, что чрез воздержание приобретет целомудрие, а посредством сего придет в смирение, как говорят Отцы: путь к смирению суть труды телесные, совершаемые разумно. Преподобный авва Дорофей *** Мы ежедневно нуждаемся в пище, но не должны вкушать ее с услаждением. Когда мы принимаем ее, благодаря Бога, который дал ее, и осуждая себя, как недостойных, то Бог делает, что она служит нам в освящение и благословение. Преподобный авва Дорофей Пост – это есть одно из орудий для достижения смирения. А если пост является поводом для гордости, то этот пост вреден. Протоиерей Димитрий Смирнов |