Deutsch

Даруй мне зрети прегрешения моя ...

30.08.23 22:45
Re: Даруй мне зрети прегрешения моя ...
 
НАТАШУЛЬКА коренной житель
НАТАШУЛЬКА


☦О благодати и страстях
Сразу, как только воистину покается человек, приближается к нему благодать и ревностью увеличивается. Опыт же требует многолетнего подвига.

Прежде всего другого, просящий благодати у Господа должен терпеть искушения и скорби, каким бы образом они к нам ни приходили. Если же во время искушения он негодует и не проявляет достаточного терпения, то и благодати не придет достаточно, и добродетель не совершенствуется, и дарования он не удостаивается.

Если кто узнал, каков дар Божий, что он – скорби, и вообще то, что нам причиняет искушения, тот поистине обрел путь Господень. И ждет их, когда они придут, ибо ими он очищается, терпя, просвещается и созерцает Бога.
Всегда благодать предшествует искушениям как некое извещение для предуготовления.

Бог дает по чину. Неполезно просить чрезмерности. Насколько больше человек получает благодати, настолько и прибавление искушений. Стой против искушения насмерть. Когда унываешь, и ропщешь, и не терпишь искушений, тогда, увеличиваешь свои скорби. И если и много раз упадешь – вставай. Это тучи, и они пройдут. Если благодать уходит и приходит – так она упражняет человека, чтобы он помышлял смиренно и не превозносился.
Просящий благодати у Господа должен терпеть искушения и скорби.

Страсти – это вещь жесткая. Уральские горы! Километры высоты! Благодать – это солнце. Восходит солнце, но тень гор не позволяет согреть всего разумнотварного человека. Только один луч найдет его, как сразу вспыхивает от радости. А остальная часть находится под тенью страстей. Могут подействовать сразу и бесы, когда уменьшится благодать. И они часто ей препятствуют, как тучи, заслоняющие свет солнца. Поскольку тень страстей порождает туман, который затемняет маленький луч света. И туман этот – помыслы отчаяния: робость, страх, бесстыдство, хулы и им подобные, от которых душа увядает и теряет дерзновение.

Каждый помысл, который приносит отчаяние и большую печаль – от диавола. Это туман страстей, и его сразу необходимо отвергнуть надеждой на Бога. Согрешение прогоняет дерзновение к Богу, но покаяние сразу призывает его обратно. Благодать не дает отчаяться, но непрестанно побуждает падающего к покаянию. А слова беса сразу приводят его в отчаяние.

Когда ты видишь благодать действующей, и радуется твоя душа, и текут непроизвольно слезы о милостях, которые даровал тебе Бог, если ты на молитве – стой. Если ты стоишь – не двигайся. Если сидишь – сиди на месте. Если молишься – молись без помысла младенческого и прими обильный дождь Духа, сколько бы ни пролилось на тебя. Ибо если он застанет тебя во время работы, а ты поднимешься на молитву, то он прекратится. Он хочет, чтобы ты оставалась там, где Он тебя нашел. Чтобы не ты была «мастером» по отношению к благодати. Она хочет научить твой помысл никогда не верить самому себе до тех пор, пока ты пребываешь в этой жизни. Один день дождя устрояет посаженное в твоей душе за все то время, в которое удалялась благодать.

Благодать покаяния, действующая в тех, кто подвизается – это наследство, переданное отцами. Это обмен и Божественный торг, в котором мы отдаем землю и получаем Небо, обмениваем вещество, получая Дух. Каждый пот, каждая боль, каждый подвиг ради нашего Бога- это торговый обмен. Отдавание крови и вливание Духа.

Эта благодать возрастает, насколько может вместить человек, подобно сосуду, сколько в нем помещается. Называется же она благодатью делания и благодатью очистительной. Теперь, после «делания», следует «просвещение». И это вторая ступень, то есть благодать просветительная.

То есть, когда подвизающийся будет хорошо воспитан благодатью делания и бессчетно упадет и поднимется, вслед за этим приходит просвещение знания, озарение ума, который созерцает истину, видит вещи в их естестве, без искусства и способов и рассуждений человеческих. Каждая вещь естественно стоит в своей настоящей истине. Но приходу сюда предшествуют многие испытания и болезненные изменения. А здесь он находит умирение помыслов и передышку от искушений.

А за просвещением следуют прерывание молитвы и частые созерцания: восхищение ума, прекращение чувств, неподвижность и предельное молчание членов, единение Бога и человека в одно. Это Божественный обмен, при котором, если кто вытерпит искушение и, подвизаясь, не прекратит свой путь, то меняет вещество на невещественность...

Каждый помысл, который приносит отчаяние и большую печаль – от диавола. Согрешение прогоняет дерзновение к Богу, но покаяние сразу призывает его обратно. Благодать не дает отчаяться, но непрестанно побуждает падающего к покаянию. А слова беса (помыслы) сразу приводят его в отчаяние.

Если молишься – молись без помысла.

преподобный Иосиф Исихаст (Коттис)
«Эта жизнь – арена войны»

 

Перейти на