Deutsch

Духовный лекарь

23.09.23 22:18
Re: Духовный лекарь
 
НАТАШУЛЬКА коренной житель
НАТАШУЛЬКА

КАК СМИРИТЬСЯ С ТЕМ, ЧТО НЕ МОЖЕШЬ ИЗМЕНИТЬ?



Вопрос этот восходит к выбору образа жизни и является одновременно и актуальным, потому что стоит перед нами, современными христианами, — и очень древним, потому что волновал все поколения живущих на земле людей. Потому и возникла необходимость пришествия в мир Сына Божия, Который ответил на все человеческие вопросы. И если мы верим, что всё дано Богом, значит нужно просить Его научить нас принимать то, что мы не можем изменить, дать мужество изменить то, что можем, и мудрость, чтобы отличать одно от другого.

Чтобы ответить на вопрос почему мы страдаем, если не можем что-то изменить, нужно выделить несколько аспектов.

Первый — неприятие скорбей как таковых. Западная культура говорит о личном гедонистическом счастье, причём этот гедонизм становится всё более воинствующим: неприятие скорбей, лишений, боли идёт даже на уровне мыслей. Человеку ничего нельзя сказать, потому что даже упоминание бед и проблем может вывести его из себя. Это свидетельствует о большой психологической травме человека в частности, а в целом — о безверии цивилизации, которая базируется на таком отношении к жизни. Вторая причина страданий зачастую кроется в непонимании смысла скорбей. Почему увольняют с работы, случаются болезни, умирают молодые? Почему я внешне отличаюсь от других, почему не успешен, почему у меня столько проблем? Человека тревожат такие мысли, и тревожат тем сильнее, чем меньше он может повлиять на беспокоящие его обстоятельства.

Что нужно в этих ситуациях делать? — читать Священное Писание.
В нём милостивый Господь дал нам всё необходимое для спасения и полноценной жизни. Апостол Павел учит, что любящим Бога всё содействует ко благу. Вдумайтесь: всё!

В нашем понимании потеря — это плохо, приобретение — хорошо. А если рассматривать всё через критерий любви к Богу, то и первое, и второе хорошо, ведь «всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов» (Иак. 1:17). Если вдруг посещает нас, например, болезнь — почему мы ей противимся? От недостатка любви. Нет любви к Богу — значит, нет доверия Его Промыслу. Не случайно апостол Павел в своих посланиях пишет: «Кто любит Бога, тому дано знание от Него» (1 Кор. 8:3). Именно этим религия отличается от философии: первая — это знания, данные нам свыше, а вторая — точка зрения одного или нескольких человек на тот или иной вопрос.

То есть нужно менять отношение к жизни. Христиане выбирают правду Божию, о которой апостол говорит: «Ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих» (Рим. 3:21-22). Если человек ставит свою правду выше правды Божией, он не может быть счастлив.

Тому, кто сталкивается с невозможностью что-то изменить, надо понять: происходящее — это часть его жизни, и эту часть не выкинешь. Невозможно прожить без боли, лишений, проблем. Человек приходит в мир через страдания его матери. Ей больно, но без этого не будет новой жизни. Потом человек развивается, по мере жизни испытывая то счастье приобретения, то боль потери — и это нормально. Чем раньше он это поймёт, тем лучше и легче ему будет жить на земле.

Сам Господь сказал: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33). Если Он, посылая нас в мир, предупреждает, что впереди нас ждут скорби и мы можем победить их только Его победой, то это значит одно: бесскорбной жизни нет нигде и ни у кого. Нет таких страны, общественного уклада, политической системы, экономического положения, где не было бы скорбей. Но, как учил святой Амвросий Оптинский, везде потребно смирение, терпение и неосуждение других.

Чтобы преодолеть скорбь от того, что не можешь что-то изменить, надо иметь терпение, «терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка» (Иак. 1:4). Чтобы принять то, что мы не понимаем, нужно смириться. Понять, что мы — не главные на этой земле и не Солнце, вокруг которого она вращается. Мы такие же, как и миллионы других людей, живущих здесь, но наша цель — достижение общения с Богом, обожение и жизнь будущего века. Только проходя через смирение — перед определёнными обстоятельствами в том числе — мы достигаем нужного результата.

Следующее важное средство — молитва. Святые тоже терпели скорби, но при этом обращались к Богу за утешением и помощью. Например, святой великомученик Евстафий Плакида стал христианином — и потерял всю свою семью, но он жил с этим и выжил. У него всё наладилось, а после снова началась полоса испытаний, когда он ничего не мог изменить. Почему так?
Дело в том, что наш путь не предопределён, он зависит от нашего выбора. У Бога нет такого: «Пришло время, вы должны пострадать». Более того: есть страдания, которые не идут человеку на пользу. Только страдания во имя Христа, ради вечности, ради жизни будущего века приобретают смысл, дают человеку силы. Важны те испытания, в которых он сознательно делает свой выбор в пользу Бога. Тогда его скорби становятся дорогой в вечность, «где нет ни боли, ни скорби, ни стенания, но жизнь бесконечная».

Нужно чаще обращаться к опыту святых. Мне нравится молитва святого Димитрия Ростовского, в которой есть такие слова: «Если хочешь меня видеть во свете: будь благословен. Если меня хочешь видеть во тьме: снова будь благословен. Если откроешь мне двери Твоего милосердия: хорошо и добро мне, если закроешь мне двери Твоего милосердия: благословен Тот, который закрыл мне двери в правду». Как дойти до такой степени духовного совершенства? — нужно учиться доверять Творцу, как доверял Ему святитель Димитрий. Надо осознать: Бог никогда не хочет сделать что-то нам во вред. Всё, что происходит, нужно воспринимать с этой точки зрения. Это трудно, очень трудно, но возможно. Пусть наши святые будут нам в этом помощниками.

Пройдя путь знакомства со Священным Писанием, путь молитвы, путь изменения своего взгляда на жизнь, мы начнём понимать, что не всё так тяжело, как казалось, и что терпение помогает во многом. Главное — не унывать. Уныние перерастает в ропот и портит жизнь окончательно. Не надо замыкаться в себе, надо всё время идти вперёд, стараться не останавливаться, не погрязать в бедах. Главное — действовать и подкреплять себя добрыми примерами тех, кто справился с такого рода бедами. История знает бесчисленное количество таких случаев. Люди выживали в концлагерях, в нечеловеческих условиях, после чего находили своё место в обществе, налаживали свою жизнь. Не надо пренебрегать их уникальным опытом.

Протоиерей Владимир Шутов

сайт Горловской и Славянской епархии

 

Перейти на