Deutsch

Душе моя восстани, что спиши...

02.11.23 21:51
Re: Душе моя восстани, что спиши...
 
НАТАШУЛЬКА коренной житель
НАТАШУЛЬКА

Как противодействовать врагу нашего спасения

Что предпринять для того, чтобы враг нашего спасения не действовал на наше воображение образами, нас возмущающими, на наши мысли — наветами и соблазнами, на наши немощи — дремотой и изнеможением?

Есть целые книги о брани духовной, в которых описываются разные способы, которыми нужно пользоваться с должным рассуждением, применяя их к себе. В связи с предметом нашего разговора, мы обратим внимание на следующее:

✅1. Враг нашего спасения ужасается и трепещет распятого Спасителя. Крест Господень для него самое страшное, а для верных самое всемощное оружие, при виде которого диавол, по учению Святой Церкви, трясется и бежит, «не терпя взирати на силу его». Следовательно, козни вражьи, измышляемые для возмущения нашего воображения разными видами и образами, и можно, и должно разрушать Крестом Христовым. Чтобы ни представлялось нашему воображению во время молитвы, какие бы ни возникли виды, увлекающие нас и льстящие нашему самолюбию, или возмущающие наш внутренний мир и возбуждающие трепет, — нужно в тишине и спокойствии ограждать себя Честным Крестом Христовым. При этом, по возможности, не следует обнаруживать внешне внутреннего состояния души, а хладнокровно и с презрением к врагу внутренне призывать имя Христово с верой и упованием на единого Победителя смерти и ада. Этого бывает довольно для обращения в бегство врагов нашего спасения.

Но когда мрак, окружающий нас, не рассеивается и враг нашего спасения не отступает, то нужно постоянно иметь перед собой образ Христа распятого. И до тех пор не сводить и умственного, и телесного взора с этого образа и не прекращать внутренней молитвы, призывая имя Иисуса Христа, пока не исполнится Его, Сладчайшего, обетование: Именем Моим будут изгонять бесов (Мк.16:17). Таким образом рассеятся все нечистые, вредные образы в нашем воображении.

В подкрепление наших немощей следует поговеть и причаститься Святых Христовых Таин. Молитвой и постом побеждается враг, а в приобщении мы теснейшим образом соединяемся с Иисусом Христом — Победителем смерти и ада. Хорошо делают те, кто часто говеет и приобщается Святых Таин и держит пред собой образ распятого Христа Спасителя всегда и во всякое время. Прекрасно делают и те, кто с младенчества, нося на себе видимый крест распятого Господа Иисуса, крестным знамением ограждает себя — и входы и выходы, и пищу и питие, и одежду и постели!

✅2. Мы во всем руководствуемся верой, поэтому можно принять за правило, что всякое видение, представляющееся вопреки нашему желанию во время молитвы, есть для нас искушение. По этой причине, не будем думать о том, как бы во время молитвы иметь какое-либо созерцание или видение. Молитву должно совершать просто и смиренно, стараясь возбудить в сердце чувство умиления и сокрушения. Впрочем, это правило только для начинающих или несовершенных в духовной жизни. Те же, которые имеют помазание от Святого Духа по дару сего помазания, по богатству любви, излившейся Духом Святым в сердца их, знают все и легко могут распознать Духа, который от Бога, и духа лжи. Не боясь врага и его наваждений, они могут иметь и действительно имеют некоторые чистые видения среди молитв, о чем мы знаем из их жития и духовных наставлений.

Преподобный Макарий Великий описывал подобное состояние святых во время молитвы, при которой предаются забвению все земные попечения и помыслы и весь ум бывает наполнен и пленен Божественными, небесными, беспредельными, непостижимыми и некими чудными вещами, каких человеческим словом выразить невозможно; и когда свет благодати, сияющий в сердце, открывает внутреннейший, глубочайший и сокровеннейший свет, весь человек погружается в сладость и созерцание и уже не владеет сам собой, но становится как бы чужим и враждебным сему миру по причине высочайшей любви, сладости и сокровенных таинств, им созерцаемых . Нам же, начинающим, надо бояться и опасаться подобных состояний, ибо мы, незаметно для себя, можем впасть в прелесть бесовскую, которая приводит человека к погибели.

✅3. Трудно бороться с дьяволом, когда он действует на воображение, но не менее трудно побеждать его, когда он разными соблазнами рассеивает мысли человеческие во время молитвы. Чтобы мысли свои удержать в нужных пределах и чтобы разные посторонние и сокровенные воспоминания и вещи не возмущали чувств и умственного взора молящегося человека, должно:

Во-первых, всегда подготавливать себя к молитве и не начинать ее, не ощутив страха Божия, не помыслив о том, что Бог внимает каждому нашему слову, каждому помыслу и может наказать нас, если мы проявим небрежность, невнимание и неуважение к Нему. Малейшее уклонение от цели молитвы следует считать делом законопреступным (каким оно, по сути и является), побуждающим Отца нашего Небесного не на милость, а на гнев. Нужно все свое внимание сосредоточить на словах молитвы, если же оно уклонилось по немощи нашей, также не должно смущаться, но тут же, как заметим это, опять направить его на слова молитвы.

Во-вторых, если мы молимся не по молитвослову, но просим Господа наедине о своих нуждах, нужно молиться с уверенностью, что Отец наш Небесный еще прежде нашего прошения знает, о чем мы хотим помолиться, и что Он непременно даст полезное нам, и о чем мы будем просить с верой и надеждой. Следовательно, о наших нуждах надо молиться очень кратко, просить желаемого сердцем преданным и благоговейным, во всем полагаясь на волю Отца Небесного и не заботясь о том, как лучше выразить нашу просьбу, не припоминая излишних подробностей и всех обстоятельств дела и тем более не размышляя о том, что мы должны сами предпринять. Такую заповедь дал христианам св. ап. Павел: Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом (Флп.4:6).

В‑третьих, когда мысли до того рассеются, что человек уже не в состоянии бывает овладеть ими, тогда, не пытаясь ничего припоминать или обдумать, сосредоточим все силы душевные на какой-либо одной кратчайшей внутренней молитве, например, на таких словах: «Господи, помилуй меня!» Прекратив все внешние действия и не обращая внимания на ощущения чувственные, заключимся, так сказать, всем существом в глубине духа или сердца и станем ожидать, пока вихрь пронесется и наступит тишина. Тогда опять можно продолжать молитву. И лучше заранее приобрести такой навык и способность заключаться в себе и беседовать в глубине духа своего с Богом; можно посоветовать упражняться в этом в удобное время, когда, оставив внешние занятия, могли бы мы в уединении и тишине сердца своего стать пред Богом не с тем только, чтобы предложить Ему свои нужды, но более с тем, чтобы открыть пред Ним свою душу.

Это должно делать в простоте и смирении, не ожидая, не произведет ли Бог в нас какое-либо действие или впечатление. Он Сам знает, что нам полезно. Сначала для нашей природы это покажется скучным и тяжелым, но со временем сделается легким и, наконец, обратится в навык для души, так что это будет ей сладостью и утешением во всех трудах, страданиях и горестях житейских. Такое состояние восхитит ее на небо еще при жизни тела, доставит ей мир, превосходящий всякое понятие, и прольет радость, которую никто у нее не отнимет (Ин.16:22)!

✅4. При телесном здравии усталость и дремота духовная во время молитвы обычно бывают от пресыщения или переутомления. Дух становится бодрее, если мы постимся, тогда и сна требуется меньше. Пресыщение же располагает ко сну и ослабляет всю духовную деятельность в человеке. И поэтому Спаситель дал всем верующим такую заповедь: Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством (Лк.21:34).

Внимайте же, братья, молитесь, ограждая себя честным Крестом Христовым; молитесь, имея постоянно перед взором телесным и духовным образ распятого Христа Спасителя; молитесь без развлечения и рассеянности, но целомудренным умом и невозмущенным сердцем; молитесь, наконец, в посте и воздержании, тогда враг ничего не сделает против вас, и ваша молитва будет сладостью для вас и благоуханием пред Богом! Аминь.

протоиерей Иоанн Гапонов
«Собеседования отца духовного со своими прихожанами о молитве как едином верном источнике всех возможных благ для человека»

 

Перейти на