Deutsch

Духовный лекарь

29.12.23 02:24
Re: Духовный лекарь
 
НАТАШУЛЬКА коренной житель
НАТАШУЛЬКА

Перед нами – слепой человек, которого приводят ко Христу его друзья, желая, чтобы Господь прикоснулся к нему. Мы видим веру этих людей, а о вере самого слепого, о его желании и ожидании исцеления не сказано ничего. Если духовно слепые не молятся о себе, пусть их друзья и близкие молятся о них, чтобы Христос коснулся их.



Господь взял слепого за руку и вывел его из селения. Он не сказал его друзьям, чтобы они вывели его. Но Сам взял его за руку и вывел из селения. Никогда у этого слепого не было такого Поводыря. Может быть, Христос вывел его в открытое поле, чтобы, прозрев, он увидел не тесную улицу, а широкий простор Богом сотворенного мира.



Как Господь исцеляет слепого? Он плюнул ему на глаза и возложил на него руки. Он мог бы исцелить его одним словом, как Он исцелял других. Но Господь, вероятно, желал укрепить его слабую веру, помочь ему победить неверие.



Исцеление этого слепого совершается постепенно – то, что необычно для Христовых чудес. Вначале тот видит проходящих людей как деревья. Но Господь тотчас же завершает чудо. Христос никогда не делает ничего наполовину. Еще раз Он возлагает руки на глаза ему, чтобы рассеялась оставшаяся в них тьма, и повелевает ему взглянуть. И тот начинает видеть все ясно. Промысел Божий по-разному действует по отношению к разным людям, как бы приспосабливаясь к их вере.



Христос показывает, как Его благодать исцеляет нас от духовной слепоты. Вначале мы видим смутно, но как утренний свет, благодать сияет все ярче и ярче, пока не наступит день, и мы не увидим все ясно.



Тайна Христа слишком велика, чтобы мы могли постигнуть все сразу. Вначале Господь являет нам Свою силу, и мы узнаем в Нем (как Петр в Кесарии Филипповой) Мессию. Потом Он являет Свою немощь, Свое вольное подчинение убийственным замыслам врагов, принятие Своей смерти. Требуется время, чтобы мы приняли все, что Бог говорит нам через Христа. И увидели Лик распятого и воскресшего Господа.



Святые отцы говорят, что открытие неисследимых богатств Христовых бесконечно. И если бы нам дано было жить на земле сто, двести лет, мы могли бы возрастать в благодати и узнавать все больше и больше о непостижимом чуде и красоте нашего Господа.



Комментарий к Евангелию. Протоиерей Александр



--------------
Описание чудесного исцеления, о котором сегодня рассказывает Евангелие, весьма примечательно. Слепого приводят ко Христу, однако, вместо того чтобы сразу, на виду у всех решить проблему и вернуть человеку зрение, Спаситель выводит его за черту города. Они остаются наедине. Очевидно, что это не случайная деталь. Ведь Господь врачевал не только тела больных. Его главной целью было разбудить их дух. Человек должен был встретиться с Богом в Его лице. А это требовало от человека определённой степени сосредоточенности на Спасителе. Окружающая суета могла отвлекать и мешать этому настроению. Поэтому и выводит Христос слепца подальше от шума и гама толпы.



Второй интересный момент — Господь возвращает слепому способность видеть не сразу, но в два этапа. Христианские толкователи объясняют, что так Господь побуждает потрудиться и самого больного над своим исцелением. Он побуждает его сосредоточиться и прислушаться к своему телу, ощутить, что он чувствует, как видят его глаза. Но также Господь хочет, чтобы слепец потрудился духовно. После того, как зрение не вернулось ему сразу, он должен был проявить твёрдость веры. Не разочароваться, но продемонстрировать уверенность, что Бог доведёт дело до конца. То есть Спаситель побуждает его прислушаться не только к телу, но и к своему сердцу, Он побуждает его напрячь свой дух.



Наконец, после того как слепец получает зрение, Господь просит его не заходить в селение, а тогда, когда всё же вернётся домой, никому не рассказывать о произошедшем. Не расплёскивать в радостных эмоциях и праздной болтовне о чуде ту благодать, которую он получил. Вместо этого Христос призывает человека побыть наедине с собой, чтобы серьёзно и глубоко обдумать своё прошлое, настоящее и будущее. Исцелённому необходимо осмыслить и прочувствовать свой новый духовный опыт. Чтобы он усвоился им в полноте и стал его постоянным достоянием. Голос Бога, который зазвучал в его душе в момент исцеления, должен звучать в ней с той же силой и дальше.



Для всякого, кто хочет преуспеть в духовной жизни, сегодняшнее Евангельское чтение даёт практическую рекомендацию. Точно так, как мы заботимся о своём теле, нам необходимо ежедневно заботится и о своей душе. В течение дня, наполненного суетой и беготнёй, у нас должен быть хотя бы один небольшой островок уединения — несколько минут молчания, сосредоточенного размышления и разговора с Богом. Это должно быть время, на протяжение которого мы успокаиваемся от своих беспорядочных эмоций и мыслей, а потом из этой тишины обращаемся ко Творцу. Для этого разговора нет необходимости в каких-то специальных молитвенных формулах. Стоит просто направить свой ум в сторону Христа. Мысленно попросить Его войти в нашу жизнь. Если будем делать это регулярно, с усердием, верой и терпением, то заметим, как присутствие Бога, которое мы раньше, подобно слепым, ощущали смутно и редко, осознаётся нами всё отчётливей и всё ощутимей.



Священник Дмитрий Барицкий

 

Перейти на