Deutsch

Великий пост 2

15.04.24 21:43
Re: Великий пост 2
 
НАТАШУЛЬКА коренной житель
НАТАШУЛЬКА

НЕМНОГО О БОГОСЛОВИИ ПОСТА.
Многими людьми пост мыслится больше образно, чем понятийно, преимущественно художественно, чем богословски. Люди постятся, «потому что надо», не понимая, почему и для чего это нужно делать. Пост для них сводится к неким крайностям – или к телесному воздержанию, или к духовному парению, «весне духовной».

Пост прежде всего – это установленный Церковью период усиленной духовной работы над собой, напряженный духовный подвиг или аскеза. По сути, в широком смысле он является кардинальным содержанием православной аскетической практики, синонимом православного подвижничества.

Духовная работа сосредоточена главным образом на духе человека, но не ограничивается им одним. Она также распространяется на его душу и тело. То есть пост по своему действию направлен на всего человека, охватывает все составляющие его триединой природы (дух, душу и тело), однако на первое, ключевое и высшее место ставит дух, усиленно стараясь подчинить ему все стороны человеческой жизни. И в зависимости от того, какое из трех начал первично для человека, люди распределяются на телесных, душевных и духовных.

У телесных, или плотских, людей телесные потребности преобладают над душевными, духовные же потребности практически атрофированы. Плоть господствует над душой, замещая для нее дух. Жизнь души всецело сводится к обслуживанию телесных потребностей.

Это может проявляться в двух противоположных типах поведения – расслабленном, чувственно-гедонистическом или, напротив, волевом, спортивном. Плотские люди или полностью потакают телесным похотям, стараясь доставить максимальное удовольствие органам чувств, или, напротив, ограничивают их, подвергают тело изнурительным тренировкам и/или лечебным процедурам ради его здоровья и долголетия.

У душевных людей на первом месте находятся потребности души – интеллектуальные, нравственные, эстетические. Духовные потребности отождествляются с душевными и подменяются ими. Для душевных тело – инструмент души, дух же – название высших душевных устремлений.

И для телесных, и для душевных людей дух практически не существует как самостоятельная и главенствующая способность человека; и у первых, и у вторых он, по сути, отрицается и подменяется чем-то другим.

Духовные люди в своей жизни руководствуются духом. Дух, отвечающий за опытное и личное общение с Богом, с одной стороны, подчиняется Ему, с другой, подчиняет себе душу и тело, не подменяя их, но контролируя, ограничивая и отводя каждому его естественное место.

Согласно святым отцам, человеческий дух является органом молитвы, совести и созерцания, благодаря которым осуществляются богообщение и богопознание. Только при господстве духа сохраняется триединая не ущербная иерархическая целостность человеческого существа, образующаяся из тела, души и духа; при господстве тела или души эта целостность необходимо умаляется и разрушается.

В земной реальности «чистые» телесные, душевные или духовные люди встречаются крайне редко. Чаще всего в людях представлены все три начала, каждое из которых взаимодействует с другими двумя, то враждуя, то сотрудничая, то побеждая, то терпя поражение, то захватывая власть над всем человеком, то теряя ее.

Цель поста – восстановление естественного здорового состояния человека, его добродетельно-благодатное исцеление, преображение и обожение. Прежде всего это означает восстановление первозданной иерархии человеческого существа, где дух, с одной стороны, всецело подчиняется Богу, с другой, занимает главенствующее положение и управляет душой, то есть ее разумной, волевой и эмоциональной способностями, также через душу руководит телом.

Телесное и душевное воздержание способствует освобождению времени и внутреннего душевного «места» для богослужения, молитвы, просвещения и дел милосердия. Время, силы и средства, которые раньше бездумно тратились на удовлетворение плотских страстей и похотей, на греховный образ жизни, теперь мудро употребляются на послушание тела душе и духу, на просвещение души истинами веры, на насыщение духа благодатью, а через него и души, и тела на праведный, добродетельный образ жизни. Тем самым роль тела и души ограничивается, уменьшается в жизни человека, они радикально подчиняются духу, который в свою очередь подчиняется Богу и становится на высшее место в человеке.

Вместе с тем благодаря этим же средствам происходит «стяжание Духа Святого», о котором говорил преподобный Серафим Саровский. Этот Дух, или благодать Божия, очищает, исцеляет и преображает всего человека.

К сожалению, даже среди верующих распространено ошибочное восприятие поста как некого тяжелого испытания, ограничения, обузы. Зачастую мы воспринимаем пост как особый, исключительный, необычный и ненормальный период года, который противостоит привычному и потому естественному нашему времяпрепровождению.

Таким пост представляется с точки зрения падшего, немощного, удобопреклонного ко греху человека. Так больной, который уже привык к своей болезни и даже научился получать удовольствие от нее, может относиться к лечению как чему-то неприятному, крайне трудному и даже враждебному.

Однако в богооткровенной библейской перспективе пост видится как совершенно естественное состояние человека, тот изначальный благой образ духовной жизни, в котором люди находились с момента сотворения до грехопадения, к которому они стремятся вернуться после грехопадения в Церкви путем исполнения заповедей Божьих, и в котором навечно будут находиться после Второго Пришествия Христа, всеобщего воскресения и Страшного Суда.

Таким образом, пост – это необходимый естественный удел человека и на земле, и на небе. От нашего свободного выбора зависит, каким для каждого из нас станет этот удел – «приятным», то есть радостным, созидательным, праведным и спасительным, или «неприятным», то есть унылым, разрушительным, греховным и гибельным.

автор иерей Тарасий Борозенец
полностью статью см. https://pravoslavie.ru/159547.html

 

Перейти на