Deutsch

Константин Кинчев. Солнцеворот

28.01.07 23:37
Константин Кинчев. Солнцеворот
 
АЛЕКСЕЙ М знакомое лицо
АЛЕКСЕЙ М
БЕЛЫЙ СОЛНЦЕВОРОТ
Мистический путь АЛИСЫ
РОЖДЕНИЕ
Все лидеры культовых групп русского рока-мистики, и это обстоятельство может удивить лишь того, кто дал╦к не только от рок-культуры, но и от русской культуры вообще. Культовые поэты Серебряного века тоже создавали каждый собственную, особую мистическую картину мира, живя в ней и уводя туда за собой своих поклонников. А рок-н-ролльное <<время колокольчиков>> стало просто следующим, Бронзовым веком русской культуры, явившим не меньшее число уникальных личных мифов. Изменилась лишь техника их предстовления - поэзия органично слилась с ритмической музыкой и элементами театра, породив тот специфический рок-стиль, который стал во второй половине XX века глобальным культурным феноменом. А в России в 80-е годы появилось новое поколение, способное свободно продолжать русскую культурную традицию после десятилетий е╦ подавления и профанации советским официозом. Показательно и то, что в отличие от <<созерцательного>> Серебряного Бронзовый век в Традиционной мифологии именуется <<героической эпохой>>. <<И мы знаем, что так было всегда>> - чем дальше от изначального, Золотого века, тем сильнее воля к нему - у героев и глубже сон - у <<добропорядочных>> обывателей.
В русском роке сложилось два бесспорных героических культа - КИНО и АЛИСА. Их творческое взаимовлияние было несомненно, и потому у них чрезвычайно много - и в образах, и в энергетике, и деже в том, что их фанов легко находят общий язык. Но если <<одинокий романтик>> Цой оперировал космическими символами - ночи, Солнца, войны... - <<напрямую>>, создав тем самым действительно великий миф, над которым уже не властно время, то космос Кинчева оригинально и ярко <<преломился>> сквозь призму славянской мифологии. Он <<умудрился нащупать связи с самыми древними формами фольклора>>, - пишит в своей щепительной, но задушевной книге о Кинчеве <<воспитательница>> питерских рокеров Нина Барановская. И наверное, первой этой связью стало само пришествие <<Доктора>> Кинчева с его мощной мистической харизмой в малоизвестную команду, названную просто по странной кличке е╦ шумного лидера. Эффект этого пришествия можно сравнить разве что с древнейшим мифом о гиперборейцах, которые, собственно, и начали осмысл╦нную человеческую историю. Как и варяги - историю Руси.
Как повествует лихой алисовский Апокриф, она <<рождена в год Крысы матерь-молнией от грома-отца>>, а потом, приняв кинчевское <<крещение огн╦м>>, <<энергию грозы в слово облекать училась >>. Такое <<крещение>> было, конечно, чисто скоморошеским, юродиво - кудесническим - но ведь в <<детской>>, дохристианской Руси тоже не знали ещ╦ ч╦ткого различия между ритуалом и игрой. А то, что АЛИСА действительно ворвалась в русскую культуру 80-х очистительной грозой - точнее не скажешь. Для детей той эпохи, изнемогавших под тяжестью м╦ртвых букв <<старого порядка>>, открылась вдруг иная, <<паралельная>> - живая и сказочная история. С буйными ветрами и высокими зв╦здами, могучими лесами и вольными дружинами, хохотом донебесных костров и пеплом великих побед... Но главное - с непобедимым Солнцем, всегда рассеивающим ночной мрак вмасте с его земноводными и пресмыкающимися <<сторожами>>. Эта огненная вера зарядила <<пульсом великой любви>> целое поколение, самую здоровую и романтичную его часть, которая сумела пережить наяву героический миф АЛИСЫ. А миф - это и есть <<самая подлиная действительность>>, как утверждал знаменитый русский философ А.Ф. Лосьев. Таким живым мифом, по сути, стала сама АЛИСА. И это совершенно проглядели иные академические <<традиционалисты>>, привыкшие относить <<мифологическую эпоху>> к какой-то ветхой старине и <<чесать плеши>> над археологическими черепками. Не менее абсурдно приклеивать АЛИСЕ того периуда и ярлык <<язычества>>, поскольку само это слово является поздней выдумкой - наши предки себя <<язычниками>> не называли, в дохристианской Руси просто не было нужды в разделении <<священного>> и <<мирского>>, а потому даже и в специальном названии своей веры - вся жизнь была пронизана ритмами космических энергий. Именно их АЛИСА по-своему и воспроизвела.
Уникальным, <<фирменным>> знаком АЛИСЫ стал красно-ч╦рный цвет, и стилизованная красная звезда на ч╦рном фоне порою даже смягчала настороженность бдительных тогда <<идеологических работников>>. Хотя, конечно, смыслэтой символики гораздо глубже. Вот что говорил сам Кинчев в интервью журналу <<Рокси>> за 1988 год: <<Корр.: Красное на ч╦рном. Просто цветосочитание? Кинчев: Это, скорее, отражение того, что происходит вокруг нас. В мире настолько мало белого цвета, что мы не вправе взять его за основу. Может быть, когда-нибудь мы к этому прид╦м>>. Известно, что в красно - ч╦рных тонах обычно передаются какие - то <<инфернальные>> сюжеты. Но удивительным парадоксом творчества АЛИСЫ стало то, что именно сквозь эти тона и песни из альбомов, сами названия которых отпугивали пуритан - <<БлокАда>>, <<Шабаш>> - пробивалась только светлая, солнечная энергетика.
Пока глаза отражают свет,
Мы будем черны.
Мы будем чернее, чем ночь,
Но вс╦ же светлее, чем день.
Солнце за нас!
Кинчев пел о мире, любви и свободе, но - <<легко ли быть послушником в приходе ряженых?>> - когда на эти темы вс╦ громче начинали выть вчерашние <<лютые псы>> и верещать попсовые куклы? Во вс╦м этом сквозила какая-то деш╦вая <<перестроечная>> подделка, подлое желание поскорее избавиться от общей ответственности за <<режим нуля>>, где <<рыжие зв╦зды газетной пятой топчут память Креста>>, а сказочный Емеля <<славит свободу сквозь дыбы изгибы>>. Именно то, что все вырядились вдруг в <<белое>>, и делало эту <<оттепель>> крайне подозрительной:
Кто смел снять с нас чувство вины?
Кто примет огонь на себя?
Кто слышит поступ грядущей войны?..
Чую гибель! Больно вольно дышится!
Острое чувство инверсии светлых истин, превращ╦нных из упорного и тернистого пути духовного самообретения (ведь <<Царство Небесное силою бер╦тся>> - Мф. 11,12) в модную и пустую трескотню, и заставило АЛИСУ принять огонь на себя, предпочесть <<демонический>> ч╦рно-красный цвет, хотя он <<выбран, увы, не мной>>. И примечательно, что именно на н╦м, по контрасту, лучше всего отразились настоящие небесные лучи и молнии, и магический кинчевский <<воздух>> обратился яростным <<ветром-ураганом>>:
Эй, слушай мой рассказ:
Верь голосам в себе,
Сон не схоронил, а крест не спас
Тех, кто прожил в стороне.
Вставай! Ветер водит хоровод!
И тем, кто <<отдал свою душу ветру>> - им и было дано <<по небу землю пронести>>. Мрачную, вьюжную ночь над Россией оживила и согрела <<новая кровь>> - и эта красно - ч╦рная анархическая вольница (разумеется, <<бесовская>> с обывательской точки зрения) одержала наконец победу. Именно она, а не <<товарищи>>, суетливо поменявшие <<убеждения>> и таблички на своих <<кабинетах>>. Поэтому Кинчев, хотя и лично участвовал в августовском шоу (и даже получил за него ельценскую медаль, которую вскоре варнул) не питал особой ненависти и к другим <<товарищам>> - из ГКЧП, видя их истинную сущность: <<Сейчас говорят, что они хотели реанимировать эпоху сталинизма. Да куда им до Сталина. При том, что Сталин был последней сволочью, он обладал силой воли. Он ведь прош╦л через банды, которые громили банки, у него за плечами были по-настоящему крутые лагерные отсидки. Это сформировало его железный характер. А эти... козлы... Они не были способны ни на дипломатические меры, ни на то, чтоб быть брон╦й. Это середина, тлен. Так они и сгнили>> (Интервью газете <<Дикая дивизия>>, 1991).
Бумажная <<власть>> этого разношерстного, но одинаково посредственного политического <<тлена>> - лишь иллюзия, настоящая власть - только у тех, кто может принять <<выбор смерти на свой риск и страх>>. Даже если этот выбор разводит по разные стороны баррикад - как в новые <<смутные дни>> 93-го, когда и в палатках у Белого дома, и возле костров у Моссовета пели одни и те же песни АЛИСЫ. <<Битва за жизнь или жизнь ради битв?>> Но выбор везде был один: <<вс╦ в наших руках!>> А не чьи-то <<выборы>>...
В прежние <<смутные дни>> нечто подобное удалось, пожалуй, только одному поэту Серебряного века - Максимилиану Волошину, чьи пронзительные стихи о России и революции считали своими <<гимнами>> и белые, и красные. Ведь настоящее искуство неподвласно политике, политики лишь адаптируют и упрощают его живые мифы и символы до уровня своих плоских <<идеологий>>. А в этот свободный творческий мир, выражаясь словами любимого Кинчевым Германа Гессе, <<плата за вход - разум>>. Эти слова и стали девизом первого <<после - шабашного>> альбома АЛИСЫ <<Для тех, кто свалился с луны>>. Интересно, что Луна, помимо прочих символических значений, связана именно с <<разумом>>, с рациональной стороны бытия, тогда как Солнце - с духовной и творческой, которая многим кажется именно <<неразумной>>. Поэтому романтикам, живущим в солнечном алисовском мифе, действительно не было нужды задерживаться на этой Луне, под <<тенью слепых фонарей>> мещанского уюта - идеала <<реформаторов>>. Армия АЛИСА, те, кому <<Солнце шепнуло: Лети!>>, искала и утверждала собственный Золотой век. Вот кинчевское посвящение в эту мистерию, записанное на обложке диска, вокруг сказочных персонажей и золотых левосторонних свастик: <<Всем, кому полнолуние наполняет сердца тоской о потерянной Родине и гонит из сонных домов в ночь, чистую, трепетную, вечно юную ночь, к вам, цветы не от мира сего, к вам, упавшие с Луны братья и с╦стры, оброщаю я слово сво╦: я проведу вас тропой тайны, где на лесных полянах из трав заповедных готовят напиток любви колдуны, где раз в году цветок папоротника лопается красным сполохом, где ты - это я, я - это ты, там и только там МЫ ВМЕСТЕ!>>
КРЕЩЕНИЕ
Удивительно, но и поныне часто приходится напоминать, что рок - это не какая-то <<субкультура>>, а полноценная часть русской культуры. Просто самая живая и актуальная, не покрывшаяся ещ╦ музейной пылью, которая для иных деятелей (ведущих специального телеканала, к примеру) является чуть ли не главным критерием <<культурности>>. Рок как культурная форма вполне соответствует стилю жизни современного общества, и потому фаны той или иной культовой группы - такой же элемент культуры, как и чуть менее шумные, но не менее отвязные завсегдатаи поэтических салонов Серебряного века. Которые в сво╦ время тоже <<пугали>> вечносерого обывателя...
Поэтому для современной русской культуры куда больший интерес и значение предстовляют расколы среди рок-фанов, чем действительно маргинальные и субкультурные склоки между членами разных <<союзов писателей>>. Если эти <<шестидесятники>> и <<почвеники>> своими громкими выступлениями <<в защиту культуры>> часто лишь маскируют банальную дел╦жку пенсионных фондов, то разменживания в среде юных фанов порождаютсянесравнимо более высокими - творческими, идеалистическими, т.е. подлинно культурными мотивами. Так, среди аквариуманов (и далеко не только <<олдовых>>) есть предпочитающие <<аутентичный>> стиль << Треугольника>> и <<Детей декабря>> всем <<опытам>> Гребеньщикова 90-х годов после <<Русского альбома>> - а есть те, кому ближе по духу и драйву именно новый состав АКВАРИУМА. (Этот раскол рискует ещ╦ более усугубиться после экспериментов Бориса Борисовича с <<кислотными>> DEADУШКАМИ - уже есть свои фаны именно такого <>.) Среди панков - поклонников Егора Летова тоже разверзлась пропасть между теми, кто навсегда запомнил его ранние, радикально - анархические гимны, и теми, для кого ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА больше ассоциируется с Анпиловым и Лукашенко. (Впрочем, может быть такое сочетание и есть самый парадоксальный, <<постмодернисткий>> панк?) Не менее глубокий, но иной раскол происходит ныне и в красно-ч╦рной Армии АЛИСЫ. Истоки его - в крещении Кинчева, которое он принял ещ╦ в 1992 году. С тех пор православные мотивы в его творчестве пробивались вс╦ чаще, пока, наконец, не увенчались <<Солнцеворотом>>. (А после него, по словам Константина, будет альбом с совсем уж эсхатологическим названием - <<Антихрист>>.) Уже сейчас можно предвидеть, что сами названия песен <<Солнцеворота>> - <<Дорога в небо>>, <<Мы православные!>>, <<Рождество>>... - станут для алисоманов экстремальным испытанием, куда более серь╦зным, чем крутые стилевые перепады от теотрального <<Шестого лесничего>> до разгульного <<Шабаша>> или от хардовой <<Ч╦рной метки>> до лиричного <>´a. Тогда если они спорили и делились - то только по этим, чисто мелодическим предпочтениям. А теперь - и музыка <<Солнцеворота>> узнаваемо - алисовская, и вокал - ни с кем не спутаешь, но тексты и само настроение альбома неминуемо создают среди фанов совершенно иной - духовный контраст.
Вообще-то христианская тема давно близка АЛИСЕ-начиная ещ╦ с самого знаменитого гимна <<Красное на Ч╦рном>>:
А на Красте не спекается кровь,
И гвозди так и не смогли заржаветь,
И как эпилог - вс╦ та же любовь,
А как пролог - вс╦ та же смерть
- пожалуй, во вс╦м русском роке трудно найти более мощный и лаконичный <<символ веры>>. Ещ╦ до принятия крещения Кинчев был интуитивным христианином. Но есть вс╦ же огромная разница между яркими декларациями и внутренним проживанием веры. Второе всегда связано с радикальной духовной трансформацией личности, когда казавшиеся некогда <<отвлеч╦нными>> и <<абстрактными>> религиозные истины становятся вдруг для не╦, напротив -самыми актуальными и конкретными. Именно из этого резкого скачка, <<инсайта>> часто следует известное явление <<неофитства>> - когда человек начинает буквально на каждом шагу горячо убеждать окружающих в величии открывшихся ему истин. Не миновала чаша сия и Кинчева, но в любом случае его православное неофитство всегда было искренним и творческим, отливаясь не в скучные <<проповеди>>, а в новые песни. Он не отр╦кса от своей красно-ч╦рной стихии, но окрестил и преобразил е╦. Такое персональное освоение веры доступно лишь подлинным художникам, и оно одинаково далеко как от оставшихся в прежнем, <<неокрещ╦нном>>, чисто стихийном алисовском мире (именно эта часть фанов наиболее агрессивно восприняла эволюцию Кинчева), так и от церковных <<миссионеров>>, не менее агрессивно взявшихся всех <<спасать>>. Последние (вроде Воскресенского православного братства, открывшего сайт "Православная АЛИСА) даже более удручают своим непониманием ситуации, чем неврубившиеся фаны. Именно потому, что в отличие от юных алисоманов, полагают себя вполне сведущими и компетентными людьми, а не деле лишь профанируют религию, низводя е╦, подобно протестанским пасторам или иудейским фарисеям, до какого-то унылого, пресного морализма и ветхозаветных социальных поучений. Так, староста этого братства Владимир Морозов выгрузил на интернетовскую публику целый трактат "Воспитание благочестивой молод╦жи". Оказывается, дабы сделать молод╦жь благочестивой, у не╦ <<надо в самом зародыше гасить ложный романтизм и вместо него развивать здоровый идеализм Православия, патриотизма и русской национальной самобытности>>. Это настолько издевательская карикатура, что русофобское сатирики и постмодернисты, сочиняющие подобные перлы не всерь╦з, просто отдыхают. После этого идут такие вульгарные советы по созданию молод╦жных объединений, над которыми, щадя автора и не впадая в психоанализ его личности, смеяться уже просто грешно: <<Параллельно с юношеской молод╦жной организацией весьма полезны и русские девичьи молод╦жные группы при институте материнства и различных женских монастырях, организующие приучение девушек к смиренному трудолюбию и кроткому послушанию. В этих группах основной задачей должно ставиться перед девушкой максимально раннее замужество и максимальное чадородие>>. Этот добрый человек обильно заливал подобными наставлениями ещ╦ и гостевую книгу Армии АЛИСЫ, но вскоре круто и поделом обломался, потому что алисоманы в целом - это живые и нормальные люди, а не послушные жертвы чьих-то бредовых антиутопий. <<Знай, паскуда, вольных!>> К сожалению, в наших российских джунглях, <<где разорвана связь между Солнцем и птицей рукой обезьяны>>, этих самозваных <<миссионеров>> ныне развелось немерено, и они уже успели изрядно опошлить своей глупостью и навязчивостью многие высокие идеалы. На деле именно они отталкивают ищущих молодых людей от веры - хотя как раз с позиций настоящего Православия наиболее ясна суть этих персонажей, лишь <<имеющих вид благочестия, силы же его отрекшихся>> (2 Тим., 3,5).
Символом снискания и обретения этой духовной силы является Солнцеворот - левостороняя,<<собирающая>> свастика. Именно это чудесное обретение, связанное с глубиной опыта переживания церковных таинств, делает излишними и ненужными все формальные, неофитские восторги и <<докозательства>>. Сергей Калугин, чь╦ творчество давно <<заряжено>> этой силой Солнцеворота, говорит о сво╦м вероисповедании так: <<Я вполне традиционный православный христианин. Правда, не свихнувшийся, а то сейчас бывает даже модно сходить с ума по этому поводу, крестясь на каждый столб. Для меня Православие является не шорами, а той основой почвой, из которой вырастает дерево, а крона его может обнимать весь мир, со всеми его культурами>>. Ясно,что это совершенно иной, гораздо более действительный тип религиозности, чем у зашоренных <<пропоаедников>>. Это непрырывный путь духовного самопознания - левосторонней <<собирающей>> свастики Солнцеворота - и творческого самовырожения, символ которого служит свастика правосторонняя <<сеющая>>, по-русски называемая Посолонь (вращающаяся по Солнцу).
Калугин приш╦л к Православию через сво╦ увлечение алхимией - средневековой наукой о духовной трасформации личности. Но записав невероятно символический насыщенный и трагический альбом <> (по имени первой алхимической стадии - "Работы в Ч╦рном), он вопреки ожиданиям публики не стал называть сво╦ последующее (по отзывам - гораздо более <<светлое>>) творчество именем второй стадии алхимического опыта - <> (<<Работа в Белом>>), видимо остро осознавая излишнюю претенциозность и предельную ответственность такого названия. Ведь белый, в традиционном символическом значении, это цвет Божественной чистоты и христианской любви, а потому лично вещать от их имени, означало бы уподобиться фарисейским <<проповедникам>> и прочей попсе. Однако в алхимии есть цвет превышающий даже чистую белизну, это высшая стадия - <> (<<Работа в Красном>>).
Покозательно, что и в Православии красный цвет сопровождает только величайшие события - так, Светлое Христово Воскресение, Пасха называется в праздничном каноне именно <<красной>>. И с этих позиций ч╦рно-красный алисовский цвет обретает особый, местический смысл <<совпадения противоположностей>>. Однажды описывая свой духовный опыт (программа "Чистый звук", 1993), Кинчев заявил, что он движется <<от одного полюса до другого - надо подняться как можно выше к зв╦здам и упасть как можно глубже в грязь... Я как меха эту амплитуду наращиваю - мне вс╦ любопытно>>. Это уникально - точная иллюстрация пути духовного самообретения, практикуемого христианскими мистиками, которые отрицают манихейское деление мира на два несводимых <<полюса>> и помнят, что Сам Христос общался в основном не с надменными <<праведниками>>, а именно с <<отверженными>> и <<грешниками>>.
Вот он, я, смотри, Господи,
И ересь моя вся со мной.
Посреди грязи алмазные россыпи,
Глазами в облака да в трясину ногой.
Это духовное самообретение открывает идущему <<узкие врата>> Благодати - и перед Е╦ ослепительной белизной уже более не нужны никакие алхимические формулы. Но если рискованный, предельно противоречивый красно - ч╦рный путь к этим <<вратам>> - а только такой путь туда и вед╦т - вместо активного его освоения однажды пускается на самотек, место духовной алхимии может занять вполне метериальнаяхимия, и фантомная <<Белая невеста>> понес╦т в совсем другие - <<широкие врата>> Ада. К счастью, Кинчев вс╦ же сумел распознать эту коварную ловушку поддельной <<белезны>>. И удолось ему это только благодоря обрет╦нному христианскому опыту: <<Солнцеворот - это мо╦ сегодняшнее ощущение, взаимообмен, постоянное энергетическое движение по спирали>> (Интервью <<Екатеринбург - онлайн>> ). Конечно, двигаться вверх очень не просто... Но прошедший в <<узкие врата>> узнает, что <<Вольному - воля, спас╦нному - боль>> - это лишь земной закон...
СРАЖЕНИЕ
Израильские концерты АЛИСЫ в 1992 году совпали с праздником Иоанна Крестителя, с летним Солнцеворотом. Именно тогда, во время паломничества ко гробу Господню, прикосновений к горячим иерусалимским камням и ночных прогулках по Гефсиманскому саду с Кинчевым и призошло (точнее, наверное, будет сказать - на него снизошло) то, о ч╦м он позже рассказывал в разных беседах (фрагменты приводятся по упомянутой книге Нины Бароновской):
-...Ты знаешь, такого кайфа у меня никогда в жизни не было. Никогда. С этим ничто нельзя сравнить... В Вифлееме, у храма Рождества Христова, истратил я вс╦ на святую воду и кресты, чтобы подарить их здесь своим друзьям. Вышел на площадь, стою и думаю, что дальше делать. Впереди весь день, и есть так хочется, а денег не осталось ни шекеля. Ну, и тут же двадцать шекелей наш╦л. Пош╦л и поел. Вот тебе, пожалуйста, пример, их полно... А концерты мы играли знаешь где?
- Нет, конечно, не знаю.
- В Геенне Огненной!
-???
- Это такое место в городе, куда в древности стаскивали всякую сволочь, трупы бродяг, воров, убийц. А чтобы зараза от этих трупов не распростронялась, там вс╦ время горели костры. Поэтому она и Огненная. И я им там сказал, что напрасно они ждут Мессию, что Он уже приходил к ним, а они Его распяли как вора и разбойника. Я сказал им: <<Он к вам больше никогда не прид╦т!>> Я им сказал, что их вера сатанинская... В газетах потом написали: доколе же, мол, мы будем приглашать в Израиль антисемитов?
- Так ты теперь антисемит? Это что-то новое. А как же твой друг Рикошет?
- Да я не то, чтобы евреев не люблю... Да и Рикошет...
- Что, хочешь сказать, какой же он еврей?
- Ну типа этого... Да нет, я к евреям всегда относился нормально, но после гастролей в Израиле стал очень плохо относиться к иудейской вере. Считаю эту веру сатанинской и в этом плане путь протоиерея Александра Меня мне кажется апостольским, поскольку он обращался в Православие именно евреев, отводя их от иудейской веры. Иудеи до сих пор считают Христа вором и разбойником, заслуженно пон╦сшему кару, считают, что он ш╦л на Иерусалим с войском и хотел свергнуть законную власть. Поэтому к иудеям я отношусь враждебно.
- А как же насч╦т того места в Писании, где говорится, что в Царстве Божием не будет ни иудея, ни элина, что все люди равны?
- Равны. А вера - сатанинская...
Нина Александрова - православная и большой эрудит, но насч╦т <<места в Писании>> несколько заблуждается. Контекст этих часто отдельно цитируемых слов Апостола Павла таков: <<не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет не эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во вс╦м Христос>> (Кол., 3, 9-11). Ясно, что речь здесь ид╦т не о каком-то <<равенстве>>, но напротив - о куда более значительном размежевании - между <<ветхим человеком>> дохристианской эпохи и <<новым человеком>>, познавшим евангельское Откровение. А поскольку многие иудеи это Откровение отвергли, они тем самым отвергли и собственное место в этом новом, наднациональном и надсоциальном христианском мире. И заняв по отношению к Христианству враждебную позицию, они естественно заслужили к себе однозначное отношение (которое Кинчев лишь воспроизв╦л): <<говорят о себе, что они иудеи; а они не таковы; но - сборище сатанинское>> (Апок., 2, 9).
Такая позиция не имеет ничего общего с расхожим ярлыком <<антисемитизма>> - это не <<не любовь к евреям>> (хотя когда какойто-то народ так требует особой любви к себе - это несколько странно, и В.В. Розанов давно отметил эту специфическую черту еврейской психологии). Это просто нормальное следование Православию, сожалеющему об оставшихся в иудейской тьме, но порой и вынужденному обороняться от их антихристианских наездов. Поэтому АЛИСА видит в своих слушателях именно тех, <<кто знает, что такое Любовь, но и умеет ненавидеть>>. А у кое-кого есть только ненависть - и в ней отморозки, называющие Кинчева <<антисемитом>>, ничем не отличаются от своих кривозеркальных двойников, которые находят что-то <<антирусское>> даже в Высоцком. На деле же, в творческой среде этническоепроисхождение вообще ничего не значит перед силой духа и таланта. В этом смысле Цой со своей <<Звездой по имени Солнце>> был куда более русским и православным, чем некоторые другие <<люди в ч╦рном>>, с другой <<группой крови на рукове>>...
Отношение АЛИСЫ к иудейству чем-то напоминает уникальное произведение ещ╦ ХI века - <<Слово о Законе и Благодати>> митрополита Илариона. Там, сквозь библейский сюжет о двух браках Авраама, проводится ч╦ткое различие между ветхой, иудейской эпохой Закона и наступившей христианской эпохой Благодати, <<как Закон отош╦л, а Благодать и Истина всю землю наполнили>>. Иудеи именуются <<сынами рабыни>>, а христиане - <<сынами свободной>>.
Свободная же Благодать, увидев чад своих христиан притесняемыми от иудеев, сынов рабского Закона, возопила к Богу: <<Удали иудейство и Закон его, расточи по странам - какое же общение между тенью и Истиною, иудейством и христианством!>> И изгнаны были иудеи и рассеяны по странам, и чада благодатные, христиане, стали наследниками Бога и Отца. Ибо отош╦л свет луны, когда солнце воссияло, - так и Закон отош╦л, когда явилась Благодать; и стужа ночная сгинула, когда солнечное тепло землю согрело. И уже не теснится в Законе человечество, но в Благодати свободно ходит. Ведь иудеи при свече Закона делали сво╦ оправдание, христиане же при благодатном солнце сво╦ спасение созидают.
Так, иудеи тенью и Законом оправдывались, но не спасались, христиане же Истиною и Благодатью не оправдываются, а спасаются. Ибо у иудеев - опровдание, у христиан же - спасение. И поскольку оправдание - в этом мире, а спасение - в Будущем Веке, иудеи земному радуются, христиане же - сущему на Небесах.
Ибо кончилось иудейство, и Закон отош╦л. Жертвы не приняты, ковчег и скрижали, и очистилище отнято. По всей же земле роса, по всей же земле вера распространилась, дождь благодатный оросил купель пакирождения, чтобы сынов своих в нетление облачить.
Кинчев периода <<БлокАды>> ещ╦ не был знаком с этим <<Словом>>. Но какая удивительная перекличка образов:
Выбросив сор непроросших семян,
Вычистив купель...
Смыв имена одряхлевших богов,
Конь - ливень, в седле опрель...
Вырвав язык у слепого судьи,
В руки зрячих вложив свирель,
Сочными травами застелем святую постель!
Такое интуитивное духовное родство - сквозь почти тысячу лет! - безусловный дар Благодати. Не случайно ещ╦ эта песня называется <<Движение Вспять>> - именно таково движение Солнцеворота навстречу Ей.
Эта война, как точно спел Цой, <<между Земл╦й и Небом>>, и она продолжается уже <<две тысячи лет>>. А иудейство - это не столько конфессия, сколько сплошная власть Закона. Сегодня его <<старожей>> стало даже больше, чем в эпоху <<тоталитарного рэпа>>. И даже <<опозиция>> нынешним <<сторожам>> - это не более, чем <<сторожа>> другой смены. И попрежнему
Те, кто боятся огня, воспивают сырые углы.
Они охраняют покой, что ж, им есть что терять!
Они говорят о любви, возведя в добродетель закон,
Но когда всходило солнце, закон позволял им стрелять.
Но Солнце всходило, чтобы спасти наши души.
Солнце всходило, чтобы согреть нашу кровь.
Сторожа продолжают спать, но сон их явно нарушен.
Сторожам вс╦ ещ╦ невдом╦к...
... что <<кончилось иудейство>>. Но тайна христианского освобождения именно в том, что оно приходит не откуда-то <<извне>>, из исторической дали, а <<изнутри>> личности и свершается всякий раз вновь - <<Царствие Божие внутрь вас есть>> (Лк., 17, 21). Спасение начинается именно с личного снискания Благодати, со <<внутреннего Солнцеворота>>, а не с каких-то оправданий перед <<рабским Законом>>. Поэтому внешне мы и доныне продолжаем жить в той же самой ветхой Иудее, просто в разных е╦ вариациях - от коммунистической <<партийности>> и либеральной <<политкоректности>> вплоть до нынешних лжепровославных <<миссионеров>>, которые на деле - те же самые иудейские <<законники>>, потому что ненавидят главное завоевание Христианства - свободу. Все они умеют только делить и оправдывают свою земную власть, но <<те, кто ид╦т своим пут╦м>>, <<дорогой в Небо>>, давно знают, что Земля -
Живым - это лишь остановка в пути,
М╦ртвым - дом.
Воля к власти в этом <<доме>> у его м╦ртвых обитателей такова, что до не╦ далеко одинокому безумцу Ницше. Они яростно хватают живых, и это их <<липкие пальцы сквозь телеэкран тычут нам наши места>>. Они уверяют, что мы обязательно должны <<выберать>> кого - нибудь из них, и отказ живых от этого ложного выбора расценивают едва ли не как <<преступление>>. Впрочем, иного от них ожидать нелепо, потому что ничего выше собственного Закона для них не существует, они мыслят и живут только в его <<рамках>>. В их замкнутом иудейском шестиугольнике даже Небо - это просто <<синий дым>>. А земной бал правит тот же самый, лишь слегка перетасованный клан, что и 2000, и 10 лет назад, который по - прежнему <<нас велечает ч╦рной чумой>>. Этот клан громче всех кричит об <<угрозе фашизма>> - в точности, как вор громче всех кричит <<держи вора!>> - потому что у него и так сосредоточена тотальная власть - масскультная, медейная, финансовая, политическая... Но примечательно, что реальных субъектов этой власти как бы и нет - не считать же ими играющию свой вечный фарс шумную массовку <<театра теней>>. Например, персонажа по фамилии Кокосов, подписавшего ещ╦ <<перестроечный>> пасквиль <<Алиса>> с косой ч╦лкой>>. Или его <<героев>> - ментов во главе с полковником Резинкиным, которым в кинчевской песне послышалось что - то про Гитлера. Или - самый свежий опус под названием <<Красное на коричневом>>. Конечно, симпатичным девушкам свойственно нести чушь, но больно уж много там типичного старческого ворчания и ни малейшей попытки врубиться, чтобы поверить во вполне самостоятельное авторство этого текста. Но кому же тогда вс╦ это нужно? <<Немое темноводье водит тени по дну>>...
Тени, как известно, изчезают в полдень - а это и есть время Солнцеворота. Но для тех, кто не чувствует его наступления, они, наоборот, предельно сгущаются, создавая иллюзию всесилия своей ночной власти. И этой <<тенью>> становится вообще всякий, кто ещ╦ не знает, что Некто больше всего хочет докозать, будто его действительно нет...
Неприметные под себя слепили закон.
За нород несут
Сбрую да хомут,
Да уходят через кордон.
В этом <<театре теней>> больше всего боятся <<Духа огня>>:
Я повторяю за ним:
-Дух огня, начни игру!
Нам не начать без тебя,
В алых языках ритуального танца
Закружи гостей!
Взойди над прахом ветхих знам╦н!
Взойди мечом похорон!
Мы здесь, мы жд╦м сигнал,
Сигнал к началу дня.
Распиши горизонт
Кострами новых зарниц,
Вскрой душное небо
Скальпелем утренних птиц.
И хотя этот восход ещ╦ слишком молод,
А закат уже слишком стар,
Я продолжаю петь - я вижу пожар!
Сжечь свою иудейскую <<тень>> - вот главная мистерия христианского Солнцеворота.
ИСКУШЕНИЕ
В традиционном Исламе есть хорошая символика разделения двух <<священных воин>> - Великой и малой. <<Великим джихадом>> считается битва с демонами в собственной душе, а любая внешняя, политическая проекция этой битвы именуется лишь <<малым джихадом>>. Но когда главную ставку делают именно на малое в ущерб Великому - это явный знак профонации "священной войны". Она вырождается в банальную агрессию, ведущие которую теряют е╦ духовный смысл, а потому неизбежно проигрывают. Эта истина наглядно проявляется не только в известных политических событиях, но забавным образом (<<что с нами будет через неделю>>, а?) иллюстрирует и сегодняшнюю ситуацию в мире, где <<Вс╦ это - рок-н-ролл>>.
Пару лет назад я попытался осмыслить <<Слнцеворот>> другого культового героя русского рока - Егора Летова. Тогда этот альбом казался мне мощнейшим энергетическим прорывом из <<гладкого культурного пространства>>, которые намыл в 90-е мутный вал неразличимой попсы, превращавшей музыку из живого творчества в какой - то искусственный фон или товар типа жвачки. Наверное, в тот момент так вс╦ и было. И в отличие от Летова, бросившегося в отчаянную духовную атаку на это безвременье, о Кинчеве в той статье говорилось, что он предпоч╦л <<царство вечного ожидания>>. Такое впечатление было навеяно одной его тогдашней песней, а точнее - молитвенной жалобой о боли за Мать Светлую Русь, резко контрастировавшей с летовским активизмом уже тем, что никакого <<лекарства>> от этой боли не предлагалось, и кроме того задавался какой - то совсем не кинчевский (с его - то былым презрением к <<тем, кто прожил в стороне>>) вопрос: мол, кто мы такие, <<сосунки - щенки, нам ли мамку спасать?>> Как - то слишком уж ч╦тко проступили в этой песне известные настроения либеральной интеллигенции, сдавшей в сво╦ время страну большевикам с похожим мотивом: мол, нам, конечно, больно за Русь, но где уж нам е╦ спасать...
Но вот это <<вечное ожидание>>, к счастью, кончилось. Новый гимн АЛИСЫ <<Мы - Православные!>> знаменует собой настоящий прорыв к иному, внутреннему осознанию Руси, к тому, что она - это не внешняя нам <<мамка>>, которая спас╦тся как - нибудь сама, но - мы сами и есть Русь, е╦ спасение - это наше спасение. Однако такое самоотождествление с Русью возможно только на основе собственной <<Великой священной войны>> - с буйными и злобными бесами внутри себя:
Видеть козни врага,
Да по вере прощать.
Посягательства чад
Волей одолевать,
Да гнушаться всех тех, кто порочит Отца,
Да по силе терпеть.
Мы - Православные!
Отраж╦нные в одном только этом куплете качества - безграничность веры, упорство воли, ненависть ко лжи и сдержанность силы - настолько глубоко резонируют с <<загадкой русской души>>, что все разнопартийные поиски слов для нашего национального гимна кажутся уже излишними... Такова мощь вдохновения, даруемого Солнцеворотом.
А что же автор прежнего <<Солнцеворота>>? До самого последнего времени Летов создавал себе яркий имидж героя именно <<малой священной войны>> - и в песнях, и в интервью демонстрируя такую озабоченность социально - политическими проблемами, что и не снилась тем, кого привыкли называть <<политиками>>. Он вступил в Национал - большевисткую партию Эдуарда Лимонова, впоследствии горячо агитировал за других деятелей, давая ясно понять, что его более заботит <<практическое>> воплощение собственных духовных идеалов, а не сами эти идеалы как токавые. Конечно, он упоминал и о <<войне с самим собой>>, и о <<движении по сияющей спирали>> (отметим прямо - таки буквальное родство этих внутренних образов Солнцеворота у Летова и Кинчева!), но слишком часто этот духовный мир выступал у него лишь средством на службе у куда более приземл╦нных целей, вроде картинных деклараций о готовности <<воевать за Лукашенко с автоматами в руках>>. <<Солнечный путь Егора Летова>> был именно таков - тотальная политизация своего глубокого и оригинального таланта, вера в то, что изменить человека можно внешним политическими действиями, <<а действовать надо так, как будто ничего нет - ни Бога там, и ничего другого...>> Поэтому летовский Солнцеворот символически являлся скорее не Солнцеворотом, а Посолонью, его свастика не <<собирающая>>, но <<сеющая>>, которая обозначает исхождение и реализацию неких духовных импульсов. И здесь самый важный вопрос - что же именно <<исходит>>, какой идеал утверждается этим <<посевом>>? Летов на это отвечал однозначно:
Солнышко зов╦т нас за собой впер╦д,
На гибельную стужу, на кромешную ночь
- туда, где <<из пепла восстанет>> и <<по╦т моя советская Родина>>. Летов действительно мог бы стать <<Маяковским>> новой эпохи, пламенным <<голосом партии>> 90-х годов - да только, похоже, и сам вскоре увидел резкий и неприятный контраст между своим творческим идеализмом и <<прозаседавшимися>> вождями КПРФ, которым он только мешал и мог подпортить их <<цивилизованный>> ныне имедж. Возможно, именно поэтому сегодня он заевляет: <<Я в политику не пойду, потому что это занятие не очень интересное... Мне гораздо больше нравится заниматься духовной деятельностью>>, называет свои политические виражи <<игрушками>>, и деже сетует на возраст: <<Невозможно быть вечно игроком, в сорок пора бы уже стать тренером>> (<<Версия>>, 5-11.10.99). Последнее особенно примечательно тем, что у Кинчева именно в сорок, с его <<Солнцеворотом>>, напротив, словно бы открылось второе дыхание. А вот <<сеющея>> свастика Егора, видимо, крутанулась вхолостую, мсчерпалась и <<перегорела>>. Но здесь меньше всего хотелось бы в ч╦м - то его упрекать - просто, наверное, он и сам понял, что невозможно долго воинствовать <<вовне>>, без внимания к своей внутренней духовной опоре, без <<собирающей>> свастики Солнцеворота. Летов вс╦ - тики очень русский человек - и совсем неудивительно, что воля к <<духовной деятельности>> наконец победила в н╦м это суетное политическое наваждение. Но именно поэтому здесь нелишне обратить внимание на мастеров этих наваждений, склонных превращать любое творчество в невес╦лые политические <<игрушки>>.
На Летова в начале 90-х весьма не слабое влияние оказала одна известная интеллектуальная школа, представившая его творчество как эталон <<Работы в Ч╦рном>> и пытавшаяся его полностью свести к <<диалектике некрофильской мысли>>. Весь ужас его психоделических <<путешествий на ту сторону>>, безумная экзистенциальная чуткость и метафизический пафос были изображены лишь орудием в борьбе с <<Системой>> - как на сленге нонконформистов называется отчужд╦нная, построенная на условностях социальная реальность. При этом, однако, забывалось самое простое обстоятельство: <<Система>>, сама будучи условностью, делает условностью и любой самоцельный <<бунт>> против не╦. А при углублении в политику этот <<бунт>> приводит лишь к банальной солидаризации с <<опозицией>>, то есть к непосредственному встраиванию в эту самую <<Систему>>. И здесь уже никакая творческая радикальность не играет особой роли, постепенно превращаясь в сугубо политическую. Так творчество полностью подчиняется политике, становится е╦ элементом - в пределе даже несущественным.
Эта самоцельно <<сеющея>> свастика и является символом того, как <<малая священная война>> полностью вытесняет и подменяет <<Великую>>. Именно поэтому в этой интеллектуальной школе вс╦ рассматривается лишь как средство политической борьбы. Что же касается е╦ духовных основ, то они предстовляют собой некую синкретическую смесь из заподного оккультизма и картиной супер - ортодоксии. Неудивительно, что слово <<Солцеворот>> там вовсе не используется - впрочем, как и другие понятия русской мифологии: им предпочитают европейские интеллектуальные контексты и премудрости Каббалы, сопровождая их при этом каким - то неестественно - агрессивным патриотизмом. Ученики этой школы эпатажно называют себя <<сатанокоммунистами>>, <<красно - коричневыми сионистами>>, <<ацефалами>> (т.е. по - русски <<обезбашенными>>) и т.д., любят упрекать друг друга в ressentiment´e и невероятно одержимы властью. Вс╦ это позволяет сделать вывод, что здесь мы емеем дело ни счем иным, как с теми же иудейскими <<тенями>>, лишь новой их разновидностью, которая желает после краха коммунизма и либерализма возглавить в России ещ╦ одну, теперь <<консервативную революцию>>, стать новой <<звиздой свиней>> (какими, впрочем, своих фанов и считают).
Но новый заказной спаситель снова тр╦т за светлый путь,
Но где тот ч╦ртов детонатор, чтобы этот путь замкнуть?
Кто решится стать расплатой за позор моей земли?
Нет таких, да только легионы снова лезут в козыри.
Конечно, это не значит, что творческий человек всегда сторонится политики. Он может ею интересоваться и даже увлекаться, но она сама превращается у него лишь в элемент творчества, и только скучным занудам прид╦т в голову напрямую сводить художественные символы к каким - то сиюминутным политическим мотивам. Здесь иная зависимость: сами эти символы могут вдохновлять политиков, или, наоборот, вызывать у них ярость. Большевики, растрелявшие Николая Гумилева по лживому обвинению в <<белогвардейском заговоре>>, наверное, боялись самого его стиля:
Он как гроза, он гордо губит
В палящем зареве мечты,
За то, что он безмерно любит
Безумно-белые цветы.
Кинчеву тоже очень близок символ грозы - она сама у него бывает <<похожа на взгляд палача>>, но чеще - гораздо светлее: то танцующая <<королева>>, то поющая <<вьюга>>, которая зав╦т <<зажечь к весне рассвет>>. У него удивительная поэтическая способность рисовать пугающие кого - то символы в их <<простом>>, природном свете - и именно от этого они обретают свою естественную магическую силу. Как в одной <<лирической>> песне, где герой брал в горсть <<вспышки ломаных стрел>>, гром <<рвал ставни с окон>> - и это <<вс╦ очень просто. Просто гроза>> Гроза неизбежна и скоро начн╦тся! Но только после того, как <<небо открыло глаза>> - свершился Солнцеворот. Когда Солнце достигает зенита, его символом становится Посолонь, <<сеющая>>, правосторонняя свастика. Очень грозный символ, не так ли?
Ассоциировать этот символ с германским нацизмом вскоре станет чем-то похожим на вечную неновисть к французкому триколору - по той лишь причине, что под ним несколько лет в прошлом веке воевал Наполеон. Посолонь, как и Солнцеворот, является исконно русским мифологическим символом, означающим максимальную солнечную активность, а в православном контексте - деяние Святого Духа. Поэтому любое политическое использование этого символа обретает смысл лишь при его адекватном духовном содержании, органически вырастает из него, а не обособляется, и уж тем более - не подчиняется чьим - то <<партийным>> интересам. Как об этом сказал сам Кинчев: <<Мы вместе>> - это называется. Национальное единение, но не под эгидой любой политической власти, а только под знаменем Войска Христова>>.
В этом же интервью Кинчев расшифровал сво╦ понимание христианской политики: <<Вообще, мне очень симпатичен взгляд Митрополита Филарета (Дроздова), современника Пушкина. Он ратовал за <<симфонию властей>> Что такое <<симфония властей>>? Это когда власть светская, точнее государственная, на все жесткие и волевые решения, получает благословение от власти духовной, то бишь от Патриарха. И власти должны жить в этом, как говорится, <<фашизме>> т.е. в жатом кулаке. И не одного лихоумного и непопулярного для народа решения не должно быть принято без благословения духовной власти. Она, в свою очередь, ответственна гораздо больше, чем власть светская>>. Поскольку Кинчев церковно принадлежит Московской Патриархии, для него это заявление совершенно естественно, оно вполне соответствует нормам традиционного православного сознания, которое всегда отда╦т приоритет духовной власти над любыми политическими идеологиями. Если же эти идеологии обособляются от духовного истока, они превращаются в сплошную <<Печать зверя>>, где
Блажит левый, ревет правый:
Виват, Мао! Адольф, браво!..
Как над миром заря - неба ясная дочь,
Успокоит меня - лишь только кончится ночь!
Поэтому кажется странной реакция некоторых алисоманов на последнее заявление Кинчева, где он вырозил готовность принять участие в предвыборных концертах всех без исключения политических сил - вплоть до самых <<противоположных>>. (Кое-кто даже упрекнул его, мол, а как же <<Компромисс не для нас>>?) Эти фаны, к сожелению, не поняли, что никакими <<противоположностями>> для Кинчева разношерстные политики не являются, его духовная битва, в которой действительно нет компромиссов, происходит на гораздо более высоком уровне. Для него самого творчество и энергетическое общение с залом неизмеримо важнее всех идеологий вместе взятых. Он уже отвоевал у этой <<ночи>> сво╦ уникальное культурное пространство - и поэтому не зависит ни от каких <<партийных>> ярлыков. А для кого-та эта <<ночь>> ещ╦ не кончилась - и они продолжают <<мерить>> АЛИСЫ теми или иными политическими плоскостями. Там никогда не бывает свободы - а Кинчев давно знает русскую <<вольницу - волюшку>>, жив╦т и дышит ею. Никто кроме него из наших рокеров не смог бы положить на музыку стихотворение Алексея Толстого <<Суд>> и так войти в образ его героя:
Лишь тогда, как исстари, от Москвы Пристольной
До степного Яика грянет мой ясак-
Поднимусь я, старище, вольный иль невольный
Да пойду по водам я - мат╦рый казак...
Задымятся кровию все леса и реки,
На проклятых торжищах сотворится блуд,
Мне тогда зме╦ныши приподнимут веки -
И узнают Разина, и начн╦тся суд!
Это, если угодно, и есть <<политический манифест>> Кинчева. Какие здесь нужны ещ╦ <<партии>> и <<блоки>>?
Для него (как и для всякого плноценного христианина) любая политика перед Духом ничтожна. Для деятелей же упомянутой интеллектуальной школы ровным сч╦том наоборот: для них Дух должен непременно воплощаться в политике - во всевозможных <<право-левых>> схемах. Эта <<запутка>> (хорошее кинчевское словцо!) происходит от повсюду праслеживаемого ими разделения Традиции на экзотерическую (внутренюю, для посвящ╦нных) и экзотерическую (внешнюю, для всех). С точки зрения теоретиков <<интегрального традиционизма>> (Генон, Эвола и др.) это уникальный факт. Но в отличие, например, от Ислама, в Православии такого жестого и строгого разделения не существует. У нас любое явление может быть истолковано с максимумом эзотерической глубины, и глубина эта зависит лишь от духовной одар╦нности самого верующего. Если же подч╦ркнутый приоритет отда╦тся <<эзотеризму>> как токовому, здесь и возникает искушение спроецировать его <<воне>> (на политику и т.д.) <<напрямую>>, минуя <<экзотерические>> нормы. При этом не только сам <<эзотеризм>> превращается в нечто формальное и схематическое, но и радикально нарушается вся перспектива духовного созерцания. Например, если на зимний Солнцеворот (совпадающий с христианским Рождеством) смотреть <<от земли>>, т.е. сквозь какие-то социально - политические призмы, то с этой позиции он видится как Посолонь, утрачивая тем самым свой метафизический смысл. Не случайно деятели этой школы любят трактовать Рождество ещ╦ и как <<Великий Юл>> и придавать ему прочие нехристианские значения. При всей сложности, это слишком важный вопрос, чтобы не обратить на него внимания. Потому что для православных Рождество - это уникальное, чудесное событие, вовсе не нуждающееся ни в каких <<дополнениях>> из иных культов. И те, кто их производит, тем самым признают нечто свершающееся <<помимо>> Рождества, чем снижают значимость этого величайшего события. Но для православных <<два Рождества>>, или <<Рождество плюс что-то ещ╦>> быть не может, это очевидный знак ереси. Которую, как ни странно, практикуют именно те, кто горазд уже узурпировать вещание от лица <<православного эзотеризма>>.
Эти деятели любят ещ╦ говорить об <<Абсолютной Родине>>. Но нам нужна наша, живая, русская Родина, а не какие-то <<абсолютные>> схемы, которые пусть себе осыпаются ледяными осколками за пределами нашей души. Русская душа сильнее <<мирового духа>> и <<интегрального традиционизма>>. Живая Родина - это органичное сочетание наших древних ритуальных праздников и их православного окрещения, Ивана Купалы (<<где раз в году цветок папоротника лопается красным сполохом...)>> и Иоанна Крестителя, совпадающих в день летнего Солнцеворота. Это действительно родственное сочетания - и недаром Церковь относится к нему гораздо более терпимо, чем к приданию каких-то посторонних значений светлому мигу Рождества. Летний, <<белый>> Солнцеворот - это гораздо более свободное, <<неформальное>> торжество - и для тех, кто понимает значимость символов, эта разница имеет колоссальное значение.
Любопытный парадокс: еретики часто бывают предельно догматичны, а настоящие ортодоксы, напротив, ценят остроумие. В этом смысле весьма показательно отношение Кинчева к геополитике - учению, которое эта интеллектуальная школа возвела едва ли не в религиозную заповедь. И деже более того - она совершенно серь╦зно ставит ту или иную религию в зависимость от е╦ <<геополитической оринтации>>. К таким <<постмодернистски>> же - и Кинчев с Рикошетом совершили отличную деконструкцию этой <<геополитики>> своим одноим╦нным альбомом техно-ремиксов. (Особенно замечательна там версия <<Эксперементатора>> с чтением цитат из безумных советских учебников - в герое этой песне ныне кое-кто слишком явно узна╦тся...) Но остроумие вовсе не исключает серь╦зности - оно как раз порождается именно ею. А у кого-то напускная геополитическая серь╦зность, напротив, выливается в смешные недоразумения. Как во время весеннего югославского кризиса, когда яростный борец с Заподом Егор Летов охотно поехал с гастролями в США, а Кинчев отменил свой тур, заявив: <<На территории врага можно петь только тогда, когда этот враг повержен>>. Что ж, прецедент есть: летом 1945-го известные русские артисты выступили в Германии с невероятным успехом. А колонны Белого дома годятся под граффити ничуть не меньше, чем колонны Рейхстага...
У нас есть и иная геополитика, менее загруженная отвлеч╦нными терминами, но более живая, родная, великая и печальная. Это вся Русь, с е╦ плачем <<с Дона до Ангары>> и <<с Лены и до Невы>>. И здесь АЛИСА, отогревающея сердца своими песнями, заряжающая их энергией свободы и любви, выполняет куда более значимую геополитическую миссию, чем столичные теоретики виртуальных войн. Именно благодаря такому рок-н-рольному подвижничеству, в России сохраняется довольно высокий уровень музыки и <<крутые>> прдюсеры, штампующие одномерную попсу, по-прежнему пригрывают новым, самобытным командам и лидерам... Кстати, один такой новый лидер <<ут╦к>> именно <<с Шамары на Москву>>. <<С новым годом, крошка!>> Не встречай в подворотнях маниаков!
<<Наступят времена почище>>?
ПРЕОБРАЖЕНИЕ
Культурная ситуация в России на рубеже веков - и даже тысячелетий - тревожит какой-то своей неполнотой. На рубеже XIX-XX веков, когда в культуре ещ╦ доминировала словестность, жизнь била ключом: издавалось множество литературных журналов, интенсивно складывались поэтические стили, сочинялись всевозможные <<манифесты>>... Сейчас, когда доминирует музыка, такого многообразия, к сожалению, не наблюдается. Есть даже чувство, что живое творчество отходит куда-то на задний план перед мощной волной чисто электронной музыки, которая подменяет талант и вдохновение программами компоновки сэмплов. К тому же сейчас в русском роке ощутима неодолимая пустота отсутствия рано ушедших творцов, у каждого из которых был уникальный личный миф: Башлач╦ва, Майка, Цоя, Янки, Кур╦хина... Наверняка с ними нынешняя культурная ситуация была бы ярче и многообразнее. Хотя здесь трудно загадывать - на фоне того, чем сейчас заняты оставшиеся наши культовые персонажи. БГ вот выпустил сингл <<Скорбец>>, где оттачивает сво╦ мастерство ст╦ба ради ст╦ба. Летов эксперементирует со своим старшим братом-джазменом и мечтает вместо новых альбомов снимать фильмы с Кирой Муратовой... Вс╦ это по-своему интересно, <<вс╦ на месте, да что-то не так>>...
Фактически сегодня из культовых лидеров русского рока только АЛИСА осталась верна его <<были да сказкам>>. Она вс╦ же сумела воспитать свою <<Армию>>, уникально совмещающую романтику, свободолюбие и патриотизм - что оказалось (и оказывается) не под силу никаким политикам. Интересно, что даже если кто-то из алисоманов и не приемлет православную эволюцию Кинчева - он вс╦ равно продолжает слушать АЛИСУ и ходить на е╦ концерты. Такова харизматическая сила этой команды, и Кинчев - как и всякий культовый лидер - принадлежит не только себе, сколько мифу АЛИСЫ. Оттого его нынешние (иногда действительно чрезмерные) рассуждения о религии порою очень забавно преломляются в сознании юных алисоманов. Вот небольшой фрагмент из их переписки в конференции:
...Больше всего мне понравились отзывы об Алисе священников, они говорят типа надеемся что Алиса будет скоро исполнять православные песни, как какая-то там т╦тка, которая раньше по сцене в мини-юбке носилась, а теперь православные песни по╦т.
Отче наш скоро запоют - вот это будет полный пи...
Отстой!
Круто! Приходишь в церковь - а там Кинчев по╦т... Толпы людей... билеты по 100р... все причащаются кагором...
Так это круто, у меня церковь через дорогу. Я оттуда вылазить не буду, если тамошние попы на вооружение вместо <<Отче наш>> возьмут <<Паскуду>> или <<Умереть молодым>>.
В этих приколах, как и во всякой шутке, шутки лишь доля... На самом деле, здесь утрированно, но по юношески искренне предсказано то, какую миссиюмогла бы взять на себя <<православная АЛИСА>>. Эта миссия вовсе не сводится к трансляции каких-то банальных нравоучений, куда толкают группу занудные <<братки>>. В нынешней, постмодернисткой культурной ситуации АЛИСА вполне может стать символом обновл╦нного и оживл╦нного Православия. Конечно, <<обновл╦нного>> не в каком-то еретическом смысле, догматы и каноны здесь ни при ч╦м, но - такого Православия, которое свободно ориентируется в современной культуре, не агрессивно замыкается в себе, но на против - искренне интересуется духовным миром малод╦жи, не <<грузит>>, а находит общий язык и в силу этого естественным образом становится тем, чем оно изначально и является - религией Любви. Рассуждая о причинах того, почему многие ищущие веры молодые люди уходят в другие религии, Сергей Калугин точно заметил - это происходит потому, что <<кучу современных реалей православная церковь просто игнарирует и знать не желает, а буддизм с этим как раз очень хорошо работает>>. В среде наших формальных ортодоксов до сих пор принято считать весь рок чем-то <<сатаническим>>, рокеры, конечно же, все <<наркоманы>>, да ещ╦ уж больно подозрительные <<пентаграммы>> у них на логотипе и т.д. (Уже заранее можно повеселиться, представив себе их реакцию на название нового проекта Калугина - <<Оргия праведников>>.) Если в Православии будет доминировать такой ущербный уровень религиозного сознания, западному масскульту всегда очень легко будет играть на поле противопоставления русской молод╦жи и <<дремучих консерваторов>>. Чтобы избежать этого, сами православные должны стать духовно молодыми, а не пытаться превращать молод╦ж в стариков. И в этом процессе АЛИСА может сыграть уникальную роль: осуществить обратное влияние молод╦жной культуры на унылую публику, считающию себя чуть ли не эталоном <<верующих людей>>. Это и будет преображением Православия, его Солнцеворотом, который верн╦т нашей традиции е╦ вечную новизну.
Интересно, что сегодня Кинчев словно бы вновь открывает сам себя: <<Сейчас, парадоксально, но факт: мне интересно петь песни, написанные в 80-е годы, они для меня принимают совершенно новое звучание, вторую жизнь>>. Действительно, например, <<БлокАда>> совсем не кажется написанной более десяти лет назад - она абсолютно, удивительно актуальна. Вновь <<в городе старый порядок>>, вновь <<боль и радость почистили зубы и спят>>, а неуснувшие вновь жаждут <<ветра перемен>>. То ли время остановилось, то ли имя <<Кинчев>> и в прям лучше читать наоборот... Не зря новое поколение алисоманов, тоже видевшее <<как гнев площадей кромсал город>>, считает эти песни совершенно революционными, а новые <<черви и жабы>>, чья <<музыка - слякоть>> никогда их не крутят по своим FM-станциями... Экклезиаст прав: всему сво╦ время - и то, что десять лет назад прозвучало лишь как мощная декларация, пророчество, только сегодня доходит до своего огненного воплощения. Наступает <<время менять имена>> по настоящему.
Но путь к этому <<совершенно новому звучанию, второй жизни>> песен АЛИСЫ пролегает только через Солнцеворот. Только пройдя вслед за Кинчевым по пути собственного духовного преображения, можно понять, отчего эта окружающая реальность является ещ╦ большей <<БлокАдой>>, чем даже поздний совдеп. И тем мощнее должен быть е╦ прорыв. Это интересно отражается даже во внешних метаморфозах с самим Кинчевым, в том контрасте, которым, которым он бесподобно умеет удивлять и который хорошо подметил петрозаводский журналист Паули Пиккувирта: <<Вышедший из поезда на вокзале Константин Кинчев старательно закрывал лицо с помощью капюшона. Выглядел он смертельно уставшим от жизни человеком. Правда, на пресс - конференции Кинчев отшутился, ответив, что его усталый вид связан с возрастом. Поэтому, идя на концерт, я ожидал услышать <<стареющих>> обитателей рок-пантеона, без энтузиазма отрабатывающих свой гонорар. К счастью, концерт разрушил все мои предположения... Энергия со сцены била через край, не оставляя никого равнодушным. Группа выложилась на все сто. В вышедшем на сцену Кинчеве, наполненом энергией и задором, уже нельзя было узнать ту уставшую от жизни рок-звезду, что видели пятью часами раньше.>>
Кинчев на сцене, несмотря ни на какой возраст, всегда оста╦тся самим сабой, его энергия ничуть не поседела с легендарных врем╦н <<стадионной рок-революции>>. Наверно, это и есть признак циклического зенита АЛИСЫ, е╦ вершины, е╦ Солнцеворота. И время здесь уже совершенно ничего не значит, потому что в е╦ песнях дышит сама Вечность. По-другому быть и не может, потому, что, как недавно узнал и поведал миру Кинчев, слово <<Алиса>> на языке православных греков значит <<правда>>. Так имя команды обрело мистическое звучание (кто бы мог подумать, вспомнив, откуда оно взялось... ) Это, конечно, невероятно тяжкий крест. Но ведь в русских сказках правда всегда оказывается именно на стороне того, кто кажется земным обитателем просто <<дураком>>...
Где бы он не сложил песню,
Где бы не проросло Слово,
Стелет в небо из зв╦зд тропы
По горячим следам.
Стелет сквозь городов крыши,
Выше крыш, да сквозь дым-сажу,
Стелет даже небес выше
Солнца белая рать.
Вадим Штепа
Октябрь - Ноябрь 1999
Наше дело - воля острых углов, Мы, вообще, такие, какие есть. (с) "Русский рок" - таланты и поклонники
 

Перейти на