Вход на сайт
Уроки Православия
42
NEW 30.08.07 20:34
Как узнать дату своего дня Ангела
День Ангела, называемый также днем тезоименитства или именинами - один из самых важных для православного христианина дней - это день небесного покровителя человека, святого, чье имя дается христианину при крещении.
Как правило, днем Ангела является следующий за днем рождния день памяти святого, чье имя носит христианин. Так например, у Анны, родившейся 20 ноября, день Ангела придется на 3 декабря - следующий за днем рождения днеь, когда вспоминается св. Анна, и ее святой будет св. мц. Анна Персидская.
Нередко родители заранее выбирают для ребенка имя, имея особую любовь к тому или другому святому, тогда день Ангела уже не связан с днем рождения.
Имя святого, чья память следует за Вашем днем рождения определяется по святцам, например по православному календарю.
День Ангела, называемый также днем тезоименитства или именинами - один из самых важных для православного христианина дней - это день небесного покровителя человека, святого, чье имя дается христианину при крещении.
Как правило, днем Ангела является следующий за днем рождния день памяти святого, чье имя носит христианин. Так например, у Анны, родившейся 20 ноября, день Ангела придется на 3 декабря - следующий за днем рождения днеь, когда вспоминается св. Анна, и ее святой будет св. мц. Анна Персидская.
Нередко родители заранее выбирают для ребенка имя, имея особую любовь к тому или другому святому, тогда день Ангела уже не связан с днем рождения.
Имя святого, чья память следует за Вашем днем рождения определяется по святцам, например по православному календарю.
NEW 30.08.07 20:43
в ответ НАТАШУЛЬКА 30.08.07 20:34
ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ ВОПРОСЫ
Связь церковнославянского языка с русским очень тесна, это очень понятный и очень поэтичный язык. И чтобы его понимать, а понимать его должен каждый верующий, нужно просто приложить некоторое усилие v почитать дома тексты на церковнославянском v утрени и вечерние молитвы. И в скором времени он станет понятным.
Человек, освоивший компьютер, может освоить и церковнославянский язык без особого труда. Западная традиция являет нам печальный пример перевода молитв на современный язык v теряется вся красота молитвы. Например, для нас, русских, было бы более чем странно сказать или услышать: "возьмите и ешьте, это ведь Тело Мое" (╚Примите, ядите, сие есть тело Мое╩) или "будьте покойны" вместо "мир вам". И прочее подобное. Или как, например, перевести по-русски: "Чрево Твое пространнее небес содела"? По-русски это будет, конечно, понятно, но для набожного слуха и сердца это будет совершенно неприемлемо.
И самое главное v славянский язык создавался святыми людьми, св. Кирилл и Мефодий вкладывали в него душу, это язык, на котором нет ни одной плохой книги. Поэтому нерешаема задача перевода v может ли Богослужебный текст быть написан на языке, где каждое слово покрыто глубоким слоем ассоциаций, часто очень негативных, где каждое слово может потерять верный смысл.
Подумайте, когда Вы идете в гости или к начальнику, Вы наденете лучшую одежду. Когда мы идем к Царю мира, к Богу, мы должны быть одеты подобающе. Богу всегда приносилось все самое лучшее. И издревле люди украшали и созидали, прежде всего, Дом Божий, а потом уже свой. Об этом, кстати, свидетельствуют все древние храмы v кажется немыслимым построить такие величественные и крепкие сооружения даже сейчас, а тысячу лет назад? Человек отдавал Богу все лучшее. Протестантская церковь упразднила красоту храма и богослужения. И каждый протестант не может не удивиться красоте v внешней и духовной v православного храма.
Ваши слова подтверждают, что христианство настолько вошло в наше сознание, что мы этого не замечаем. Например, поvрусски нельзя поблагодарить, не помолившись. Ведь ╚спасибо╩ v это сокращение от Спаси Бог! Жить просто, конечно можно, но вот, если Вы вспомните Дж. Лондона, то вспомните и добрую языческую традицию v в случае голода съедать родителей. Или можно обратиться к Древней Греции, где всякого рода извращения считались высшей нравственностью.
Согласно Евангелию, Иисуса Христа привели на суд к римскому губернатору Иудеи ? Понтию Пилату. Все имеющиеся исторические свидетельства говорят о том, что Пилат был исключительно жестоким и безжалостным правителем. По словам философа Филона Александрийского, жившего в I веке по Р. Х., Пилат был ответственен за бесчисленные жестокости и казни, совершенные без всякого суда.
До 1961 года были известны лишь литературные источники, в которых упоминался Пилат. Но вот два итальянских археолога начали раскопки в средиземноморском порту Кесарии, который был когда-то столицей римского наместника в Палестине. Среди прочих находок они обнаружили камень размером приблизительно 70 х 100 см с латинской надписью. Антонио Фрова сумел расшифровать ее и к собственному удивлению прочел: ╚Понтий Пилат, префект Иудеи, представлял Тиберия кесарийцам╩. Это была первая находка, подтверждавшая историческое существование Пилата. Иосиф Флавий ? древний иудейский историк, живший с 37 по 100 гг. по Р. Х., писал: ╚В это время выступил Иисус Христос, человек высокой мудрости, если только можно назвать его человеком, совершитель чудесных дел; когда по доносу первенствующих у нас людей Пилат распял его на кресте, поколебались те, которые первые его возлюбили. На третий день он снова явился к ним живой╩.
Есть и такое историческое свидетельство: Грек Гермидий, занимавший официальную должность биографа правителя Иудеи, составил жизнеописание Пилата. Его сообщения заслуживают особого внимания по двум причинам. Во-первых, они содержат много верных данных по истории Палестины, Рима и Иудеи. Во-вторых, Гермидий резко выделяется своей манерой изложения. Этот человек не способен поддаваться каким-либо впечатлениям, удивляться, увлекаться. По определению известного историка академика С.А.Жебелева, ╚он с беспристрастной точностью фотографического аппарата повествовал обо всем╩. Показания Гермидия ценны еще и потому, что он, по его собственному свидетельству, вначале был настроен против Христа и уговаривал жену Пилата не удерживать мужа от смертного приговора Иисусу. До самого распятия он считал Христа обманщиком. Но вот что он пишет о Пилате: ╚Незадолго до казни Христа в Иудее должны были чеканить монету с большим изображением кесаря (Тиверия) с одной стороны и с маленьким изображением Пилата с другой стороны. В день суда над Христом, когда жена Пилата послала к нему людей, через которых убеждала мужа не выносить смертного приговора Христу (ибо во сне много страдала за Него), она спрашивала его: ?Чем ты искупишь свою вину, если осужденный тобою действительно Сын Божий, а не преступник?╕ Пилат ответил ей: ?Если Он Сын Божий, то Он воскреснет, и тогда первое, что я сделаю, ? будет запрещение чеканить мое изображение на монетах, пока я жив╕. (Нужно отметить, что быть изображенным на монетах считалось у римлян чрезвычайно высокой честью.) Самое поразительное, говорит биограф Гермидий, что Понтий Пилат свое обещание выполнил. Когда он убедился, что Иисус Христос воскрес, то действительно запретил изображать себя на монетах.
Можно было бы с сомнением отнестись к сообщению Гермидия, но оно полностью подтверждается современной нумизматикой. Монеты в Иерусалиме с того времени стали чеканить только с изображением кесаря, без изображения Понтия Пилата. Так римский проконсул стал непосредственным историческим свидетелем воскресения Иисуса Христа.
В ответ на:
Спрашиваю - к Богу надо обращаться на языке который ты сам понимаешь. -Да. - А на каком языке молитвы ? - На церковном. - Даже если его не понимаешь? - Бог лучше нас знает, что нам надо.
Спрашиваю - к Богу надо обращаться на языке который ты сам понимаешь. -Да. - А на каком языке молитвы ? - На церковном. - Даже если его не понимаешь? - Бог лучше нас знает, что нам надо.
Связь церковнославянского языка с русским очень тесна, это очень понятный и очень поэтичный язык. И чтобы его понимать, а понимать его должен каждый верующий, нужно просто приложить некоторое усилие v почитать дома тексты на церковнославянском v утрени и вечерние молитвы. И в скором времени он станет понятным.
Человек, освоивший компьютер, может освоить и церковнославянский язык без особого труда. Западная традиция являет нам печальный пример перевода молитв на современный язык v теряется вся красота молитвы. Например, для нас, русских, было бы более чем странно сказать или услышать: "возьмите и ешьте, это ведь Тело Мое" (╚Примите, ядите, сие есть тело Мое╩) или "будьте покойны" вместо "мир вам". И прочее подобное. Или как, например, перевести по-русски: "Чрево Твое пространнее небес содела"? По-русски это будет, конечно, понятно, но для набожного слуха и сердца это будет совершенно неприемлемо.
И самое главное v славянский язык создавался святыми людьми, св. Кирилл и Мефодий вкладывали в него душу, это язык, на котором нет ни одной плохой книги. Поэтому нерешаема задача перевода v может ли Богослужебный текст быть написан на языке, где каждое слово покрыто глубоким слоем ассоциаций, часто очень негативных, где каждое слово может потерять верный смысл.
В ответ на:
Зачем все эти рясы, золоченые алтари, песнопения и благовония - чтобы было лучше слышно голос сердца?
Зачем все эти рясы, золоченые алтари, песнопения и благовония - чтобы было лучше слышно голос сердца?
Подумайте, когда Вы идете в гости или к начальнику, Вы наденете лучшую одежду. Когда мы идем к Царю мира, к Богу, мы должны быть одеты подобающе. Богу всегда приносилось все самое лучшее. И издревле люди украшали и созидали, прежде всего, Дом Божий, а потом уже свой. Об этом, кстати, свидетельствуют все древние храмы v кажется немыслимым построить такие величественные и крепкие сооружения даже сейчас, а тысячу лет назад? Человек отдавал Богу все лучшее. Протестантская церковь упразднила красоту храма и богослужения. И каждый протестант не может не удивиться красоте v внешней и духовной v православного храма.
В ответ
на:
Зачем нужны песнопенияvблагословения? А просто верить в творца уже нет способности? Жить честно, уважать родителей, не изменять супругу, не убивать других людей, не грабить и не воровать без страха перед Богом уже невозможно?
Зачем нужны песнопенияvблагословения? А просто верить в творца уже нет способности? Жить честно, уважать родителей, не изменять супругу, не убивать других людей, не грабить и не воровать без страха перед Богом уже невозможно?
Ваши слова подтверждают, что христианство настолько вошло в наше сознание, что мы этого не замечаем. Например, поvрусски нельзя поблагодарить, не помолившись. Ведь ╚спасибо╩ v это сокращение от Спаси Бог! Жить просто, конечно можно, но вот, если Вы вспомните Дж. Лондона, то вспомните и добрую языческую традицию v в случае голода съедать родителей. Или можно обратиться к Древней Греции, где всякого рода извращения считались высшей нравственностью.
В ответ на:
Является ли Новый Завет единственным свидетельством учения Христа из первых рук?
Является ли Новый Завет единственным свидетельством учения Христа из первых рук?
Согласно Евангелию, Иисуса Христа привели на суд к римскому губернатору Иудеи ? Понтию Пилату. Все имеющиеся исторические свидетельства говорят о том, что Пилат был исключительно жестоким и безжалостным правителем. По словам философа Филона Александрийского, жившего в I веке по Р. Х., Пилат был ответственен за бесчисленные жестокости и казни, совершенные без всякого суда.
До 1961 года были известны лишь литературные источники, в которых упоминался Пилат. Но вот два итальянских археолога начали раскопки в средиземноморском порту Кесарии, который был когда-то столицей римского наместника в Палестине. Среди прочих находок они обнаружили камень размером приблизительно 70 х 100 см с латинской надписью. Антонио Фрова сумел расшифровать ее и к собственному удивлению прочел: ╚Понтий Пилат, префект Иудеи, представлял Тиберия кесарийцам╩. Это была первая находка, подтверждавшая историческое существование Пилата. Иосиф Флавий ? древний иудейский историк, живший с 37 по 100 гг. по Р. Х., писал: ╚В это время выступил Иисус Христос, человек высокой мудрости, если только можно назвать его человеком, совершитель чудесных дел; когда по доносу первенствующих у нас людей Пилат распял его на кресте, поколебались те, которые первые его возлюбили. На третий день он снова явился к ним живой╩.
Есть и такое историческое свидетельство: Грек Гермидий, занимавший официальную должность биографа правителя Иудеи, составил жизнеописание Пилата. Его сообщения заслуживают особого внимания по двум причинам. Во-первых, они содержат много верных данных по истории Палестины, Рима и Иудеи. Во-вторых, Гермидий резко выделяется своей манерой изложения. Этот человек не способен поддаваться каким-либо впечатлениям, удивляться, увлекаться. По определению известного историка академика С.А.Жебелева, ╚он с беспристрастной точностью фотографического аппарата повествовал обо всем╩. Показания Гермидия ценны еще и потому, что он, по его собственному свидетельству, вначале был настроен против Христа и уговаривал жену Пилата не удерживать мужа от смертного приговора Иисусу. До самого распятия он считал Христа обманщиком. Но вот что он пишет о Пилате: ╚Незадолго до казни Христа в Иудее должны были чеканить монету с большим изображением кесаря (Тиверия) с одной стороны и с маленьким изображением Пилата с другой стороны. В день суда над Христом, когда жена Пилата послала к нему людей, через которых убеждала мужа не выносить смертного приговора Христу (ибо во сне много страдала за Него), она спрашивала его: ?Чем ты искупишь свою вину, если осужденный тобою действительно Сын Божий, а не преступник?╕ Пилат ответил ей: ?Если Он Сын Божий, то Он воскреснет, и тогда первое, что я сделаю, ? будет запрещение чеканить мое изображение на монетах, пока я жив╕. (Нужно отметить, что быть изображенным на монетах считалось у римлян чрезвычайно высокой честью.) Самое поразительное, говорит биограф Гермидий, что Понтий Пилат свое обещание выполнил. Когда он убедился, что Иисус Христос воскрес, то действительно запретил изображать себя на монетах.
Можно было бы с сомнением отнестись к сообщению Гермидия, но оно полностью подтверждается современной нумизматикой. Монеты в Иерусалиме с того времени стали чеканить только с изображением кесаря, без изображения Понтия Пилата. Так римский проконсул стал непосредственным историческим свидетелем воскресения Иисуса Христа.
03.09.07 21:25
в ответ НАТАШУЛЬКА 30.08.07 20:43
ОСКВЕРНЕНИЕ УСТ
Представьте себе: город, обычный июльский вечер. Дети, радуясь долгому летнему дню, играют на улице. Говоря о детях, я имею в виду тех веселых, непосредственно радующихся всему маленьких людей, которые либо только начали ходить в школу, либо уже учатся ╚аж в пятом классе╩. Летние игры детей с течением времени не слишком изменились: девочки также играют в классики, а мальчишки √ в футбол, когда же почти весь двор в сборе, то играют в прятки либо в казаки-разбойники.
Вот только в наши дни вечером, открыв окно, чтобы насладиться прохладой после удручающего зноя летнего дня, мы нередко слышим не только веселый смех детей, но и звучащую из невинных детских уст отборную нецензурную брань.
Первый вопрос, который приходит на ум взрослому человеку после испытанного шока: ╚Когда они всего этого набрались и где?!╩. Вопрос довольно-таки тривиальный, и не удивительно, что ответов на этот вопрос может быть множество, как и вариантов, что называется, ╚развития сюжета╩. И так же много может быть предложено мнений по поводу того, что же нужно сделать, чтобы устранить саму причину возникновения подобных вопросов.
Исследователь И.А. Стернин в своей статье ╚Социальные факторы и развитие современного русского языка╩ с научной точки зрения филолога-лингвиста объяснил причины, которые стали основанием для развития и ╚стабилизации╩ в языке наших детей нецензурной брани. Он пишет: ╚Отмена политической цензуры привела и к исчезновению языковой цензуры, что, в свою очередь, привело к проникновению в печать, на экраны телевизоров, на радио, в кино и литературу большого объема сниженной, жаргонной, вульгарной и даже нецензурной лексики. Это связано также со смешением в массовом сознании понятий свобода слова (⌠говори, что хочешь■) с понятием свобода речи (⌠говори, как хочешь■), что, разумеется, не одно и то же. Подобное смешение, существующее в настоящее время в повседневном сознании многих носителей языка, приводит к заметной и неоправданной либерализации отношения к нормам языка, и прежде всего √ в сфере культуры речи и культуры общения. Значительно увеличилась в сознании людей степень публично допустимого в разговорной речи; сплошь и рядом используются слова и выражения, ранее никогда публично не произносившиеся; расширяется психологическая готовность носителей языка позволить себе ⌠речевые вольности■ вплоть до грубой и нецензурной лексики. Увеличивается доля людей, считающих для себя возможным пренебрежительно относиться к нормам речевого этикета. Заметно увеличилась частотность использования обращения на ⌠ты■ к незнакомым людям, особенно в крупных городах; наблюдается тенденция к формированию у людей мнения об ⌠условности■ речевого этикета, его ненужности в современном общении. ⌠Свобода речи■ заметно расшатывает систему тематических табу, существовавших в русском коммуникативном поведении: так, стали публично обсуждаться темы секса, противозачаточных средств, гомосексуализм и подобные╩.
Ученый-филолог указал нам причины появления столь гнусного явления как сквернословие. Но обществу, как и больному, намного важнее знать не о причинах его болезни, а о тех последствиях, которые может вызвать заболевание. Святитель Иоанн Златоуст писал: ╚Ужели ты не думаешь прогневать Бога, когда на трапезу Его (а уста наши и есть трапеза Божия, когда мы приобщаемся в таинстве евхаристии) приносишь слова, гнуснейшие всякого нечистого сосуда?╩.
Сейчас часто говорят о магическом действии слов, имен, названий. Так вот именно на это, говоря о сквернословии, указывал епископ Варнава (Беляев): ╚Сквернословие √ гнусный порок, который в Священном Писании приравнивается к смертному греху (см.: Еф 5: 4). От него стонет земля русская, им растлены души и уста великих философов и писателей, которые еще стараются учить других добру и произносить вслух прекрасные слова, никак не могут справиться наедине, когда ничто уже не препятствует сдерживать себя┘ Есть растление тела, и есть растление души, и насколько душа превосходит тело √ и поскольку слово есть самое ценное и высокое в человеке, отличающее его от скотов и уподобляющее Богу (Бог Слово), √ настолько растление души и этого слова √ великий грех в сравнении со всеми прочими. Срамословие присуще всем векам, местам и народам. Порок этот есть наследие чисто языческое. Он всецело коренится в фаллических культах древнего Востока, начиная с глубин сатанинских и темных бездн в честь Ваала, Астарты, Хамоса и проч. Причем этот порок и какое-то тайное, странное тяготение к нему стоят в прямой зависимости от того, насколько близко стоит человек к Богу. И если он отодвигается от Божества, то тотчас же начинает задом входить в область сатанину и приобретать эту скверную привычку √ вместо Бога имя лукавого и вместо божественных вещей поминать срамное. Скверные чудовищные выражения суть на самом деле ⌠священные■ ⌠молитвенные■ формулы, обращенные к срамным демонам. Христианин! Употребляя их, кому ты служишь вместо Бога, кому молишься, что ты делаешь! Ты не просто совершаешь легкомысленное дело, не простую грубую шутку допускаешь, слова твои не просто колебания воздушных волн. Но ты произносишь √ хотя, несчастный, и не веришь √ страшные заклинания, ты накликаешь и привлекаешь гнуснейших бесов, ты в это время сатане приносишь противоестественную словесную жертву!.. Ты делаешься, не зная и не хотя этого, колдуном, магом, чародеем┘╩.
Действительно, трудно противостоять разлагающему и стремительно разрастающемуся, словно злокачественная опухоль, греху сквернословия. Врачи же всегда говорят пациентам о том, что заболевание легче предупредить, чем вылечить. Для нас и наших детей такими средствами, укрепляющим нас и исцеляющим от страшной греховной болезни сквернословия, являются таинства исповеди и покаяния. Ведь, приступая к ним с должным приготовлением, мы становимся способными восстановить с помощью Божией чистоту нашего сердца, которое уже не сможет служить источником для зловонного потока сквернословия, а будет только лишь чистым источником славословия и благодарения Богу.
Юрий Кищук
Представьте себе: город, обычный июльский вечер. Дети, радуясь долгому летнему дню, играют на улице. Говоря о детях, я имею в виду тех веселых, непосредственно радующихся всему маленьких людей, которые либо только начали ходить в школу, либо уже учатся ╚аж в пятом классе╩. Летние игры детей с течением времени не слишком изменились: девочки также играют в классики, а мальчишки √ в футбол, когда же почти весь двор в сборе, то играют в прятки либо в казаки-разбойники.
Вот только в наши дни вечером, открыв окно, чтобы насладиться прохладой после удручающего зноя летнего дня, мы нередко слышим не только веселый смех детей, но и звучащую из невинных детских уст отборную нецензурную брань.
Первый вопрос, который приходит на ум взрослому человеку после испытанного шока: ╚Когда они всего этого набрались и где?!╩. Вопрос довольно-таки тривиальный, и не удивительно, что ответов на этот вопрос может быть множество, как и вариантов, что называется, ╚развития сюжета╩. И так же много может быть предложено мнений по поводу того, что же нужно сделать, чтобы устранить саму причину возникновения подобных вопросов.
Исследователь И.А. Стернин в своей статье ╚Социальные факторы и развитие современного русского языка╩ с научной точки зрения филолога-лингвиста объяснил причины, которые стали основанием для развития и ╚стабилизации╩ в языке наших детей нецензурной брани. Он пишет: ╚Отмена политической цензуры привела и к исчезновению языковой цензуры, что, в свою очередь, привело к проникновению в печать, на экраны телевизоров, на радио, в кино и литературу большого объема сниженной, жаргонной, вульгарной и даже нецензурной лексики. Это связано также со смешением в массовом сознании понятий свобода слова (⌠говори, что хочешь■) с понятием свобода речи (⌠говори, как хочешь■), что, разумеется, не одно и то же. Подобное смешение, существующее в настоящее время в повседневном сознании многих носителей языка, приводит к заметной и неоправданной либерализации отношения к нормам языка, и прежде всего √ в сфере культуры речи и культуры общения. Значительно увеличилась в сознании людей степень публично допустимого в разговорной речи; сплошь и рядом используются слова и выражения, ранее никогда публично не произносившиеся; расширяется психологическая готовность носителей языка позволить себе ⌠речевые вольности■ вплоть до грубой и нецензурной лексики. Увеличивается доля людей, считающих для себя возможным пренебрежительно относиться к нормам речевого этикета. Заметно увеличилась частотность использования обращения на ⌠ты■ к незнакомым людям, особенно в крупных городах; наблюдается тенденция к формированию у людей мнения об ⌠условности■ речевого этикета, его ненужности в современном общении. ⌠Свобода речи■ заметно расшатывает систему тематических табу, существовавших в русском коммуникативном поведении: так, стали публично обсуждаться темы секса, противозачаточных средств, гомосексуализм и подобные╩.
Ученый-филолог указал нам причины появления столь гнусного явления как сквернословие. Но обществу, как и больному, намного важнее знать не о причинах его болезни, а о тех последствиях, которые может вызвать заболевание. Святитель Иоанн Златоуст писал: ╚Ужели ты не думаешь прогневать Бога, когда на трапезу Его (а уста наши и есть трапеза Божия, когда мы приобщаемся в таинстве евхаристии) приносишь слова, гнуснейшие всякого нечистого сосуда?╩.
Сейчас часто говорят о магическом действии слов, имен, названий. Так вот именно на это, говоря о сквернословии, указывал епископ Варнава (Беляев): ╚Сквернословие √ гнусный порок, который в Священном Писании приравнивается к смертному греху (см.: Еф 5: 4). От него стонет земля русская, им растлены души и уста великих философов и писателей, которые еще стараются учить других добру и произносить вслух прекрасные слова, никак не могут справиться наедине, когда ничто уже не препятствует сдерживать себя┘ Есть растление тела, и есть растление души, и насколько душа превосходит тело √ и поскольку слово есть самое ценное и высокое в человеке, отличающее его от скотов и уподобляющее Богу (Бог Слово), √ настолько растление души и этого слова √ великий грех в сравнении со всеми прочими. Срамословие присуще всем векам, местам и народам. Порок этот есть наследие чисто языческое. Он всецело коренится в фаллических культах древнего Востока, начиная с глубин сатанинских и темных бездн в честь Ваала, Астарты, Хамоса и проч. Причем этот порок и какое-то тайное, странное тяготение к нему стоят в прямой зависимости от того, насколько близко стоит человек к Богу. И если он отодвигается от Божества, то тотчас же начинает задом входить в область сатанину и приобретать эту скверную привычку √ вместо Бога имя лукавого и вместо божественных вещей поминать срамное. Скверные чудовищные выражения суть на самом деле ⌠священные■ ⌠молитвенные■ формулы, обращенные к срамным демонам. Христианин! Употребляя их, кому ты служишь вместо Бога, кому молишься, что ты делаешь! Ты не просто совершаешь легкомысленное дело, не простую грубую шутку допускаешь, слова твои не просто колебания воздушных волн. Но ты произносишь √ хотя, несчастный, и не веришь √ страшные заклинания, ты накликаешь и привлекаешь гнуснейших бесов, ты в это время сатане приносишь противоестественную словесную жертву!.. Ты делаешься, не зная и не хотя этого, колдуном, магом, чародеем┘╩.
Действительно, трудно противостоять разлагающему и стремительно разрастающемуся, словно злокачественная опухоль, греху сквернословия. Врачи же всегда говорят пациентам о том, что заболевание легче предупредить, чем вылечить. Для нас и наших детей такими средствами, укрепляющим нас и исцеляющим от страшной греховной болезни сквернословия, являются таинства исповеди и покаяния. Ведь, приступая к ним с должным приготовлением, мы становимся способными восстановить с помощью Божией чистоту нашего сердца, которое уже не сможет служить источником для зловонного потока сквернословия, а будет только лишь чистым источником славословия и благодарения Богу.
Юрий Кищук
NEW 04.09.07 17:06
в ответ НАТАШУЛЬКА 03.09.07 21:25
Патриарх всея Руси Алексий II: Уныние - это грех. Христианин должен быть оптимистом!
В августе православные отмечают Яблочный, Медовый и Полотняный Спас. В эти дни верующие с еще большей радостью приходят на службы в храмы, обращаются за советом и наставлениями к священнослужителям. Журналистам ╚КП╩ посчастливилось поговорить о мирских и вечных ценностях с Его Святейшеством Патриархом Московским и всея Руси Алексием Вторым. Мы благодарны, что у Патриарха нашлось время для беседы с читателями нашей газеты.
О грехе уныния
- Бывает, что вы просыпаетесь в плохом настроении, или грех уныния вам чужд?
- Унывать никогда нельзя. Христианин должен быть оптимистом, с какими бы горестями и трудностями ему ни приходилось сталкиваться. В молитве, которая читается во время Великого поста, говорится об унынии как о грехе. Безусловно, сложные обстоятельства жизни отражаются на настроении. Но утро надо встречать в бодром состоянии духа. И этому способствует келейная молитва. В жизни каждого человека присутствуют и радости, и огорчения, и печали. Все это есть и в моей жизни. Крест Первосвятительского служения тяжел, ибо требует много сил, мудрости быстро реагировать на ту или иную жизненную ситуацию, ибо Патриарх в ответе за многочисленную паству Русской православной церкви. Поэтому, когда радостные события происходят в церкви, то, естественно, это наполняет и мое сердце. Но Господь посылает нам и испытания для утверждения в вере вне зависимости от того, Патриарх это или простой мирянин.
- Ваше Святейшество, вам часто приходится выслушивать людские исповеди. К каким качествам людей вы не снисходительны?
- Долг пастыря - принимать исповедь у кающихся. Если человек осознает свой грех, раскаивается и обещает не повторять его в будущем - долг священника простить, хотя может быть наложена епитимья. А ведь грехи бывают разной степени тяжести. Так вот, исповедь учит терпению и смирению. Допустим, человек раскаивается, сожалеет о проступке, а священник или епископ, принимающий исповедь, думает: ╚И у меня есть этот грех...╩ И тоже мысленно начинает каяться перед Господом, ибо нет человека без греха. Но, как говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский, никогда нельзя отождествлять грех и грешника, потому что грех есть не сущность человеческая, но лишь болезнь, недуг, помрачение образа Божия, живущего в каждом человеке, даже самом грешном. Будем и мы учиться любить грешника и ненавидеть грех. Христианин должен быть строг к самому себе и снисходителен к другим.
Алексий II любит общаться с молодежью.
Любимый писатель - Чехов
- У вас большая домашняя библиотека? Как она пополняется?
- В первую очередь это богословская литература. Люблю мемуарную литературу, но сегодня многие издания проходят мимо меня, хотя знаю, что издаются отличные книги. Библиотека в резиденции большая, но сколько томов, признаться, не считал. Пополняется она, в частности, за счет подарков. Писатели присылают свои книги, историки. Одна беда, мало остается времени для чтения. Хотя дважды в году стараюсь вырваться на отдых и тогда беру с собой стопку книг. Для души читаю духовную литературу. Из классики - Чехова, он меня как-то успокаивает, дает психологическую разрядку. Люблю Тургенева, Лескова.
- Вы смотрите телевизор, следите за новостями?
- Смотрю в основном вечерние информационные программы. Бывает, приезжаешь утром в храм на богослужение, а корреспонденты спрашивают о моем отношении к тому или другому событию; за ночь нередко что-то происходит. В последнее время стал следить за утренними новостями. Это обычно восьмичасовой выпуск.
- Где-то читала, что вы владеете несколькими иностранными языками.
- Это преувеличение. Английский понимаю, но не говорю. Немецкий изучал в школе, затем в семинарии. Но знаете, как нас учили, только грамматика, а не разговорный язык, чтобы общаться не могли. Кто в 1947 году мог предположить, что язык будет востребован и придется выезжать за рубеж! Если случается несколько дней поговорить на немецком - язык развязывается. Поэтому из иностранных свободно владею только эстонским. Но он, как вы знаете, мало востребован.
- Вы как-то сказали, что ваши поездки по стране, по миру - ╚это новое в патриаршем служении╩. Ваши предшественники не осуществляли таких поездок. Что подвигло вас изменить порядок вещей?
- Да, жизнь внесла свои коррективы. Патриарх должен быть осведомлен о церковных делах не только из отчетов и докладов епархиальных архиереев. Поэтому я убежден: возрождение Церкви нельзя было осуществлять, находясь только в Москве.
За годы Патриаршества я побывал в 82 епархиях, в некоторых - по многу раз. В провинцию начал выезжать еще митрополитом. Тогда это не поощрялось. Власти боялись любых ╚несанкционированных контактов╩ с паствой, и Совет по делам религий не поощрял командировок. Сегодня, бывая в регионах, имею возможность своими глазами увидеть, в каком состоянии храмы, монастыри, воскресные школы. Удостовериться, присутствует ли церковь в армии, местах заключения. Это чрезвычайно важно, так как приближает Патриарха к своей пастве, где бы она ни жила. Убежден, что Первосвятительские поездки имеют своей главной целью молитвенное общение с архипастырями, духовенством и верующими епархий... В этом я черпаю силы для несения своего нелегкого служения. Именно в благодатном единении возрождается и созидается ныне Русская церковь.
Прошедший год для меня был отмечен посещением таких регионов, в которых Всероссийские Патриархи еще не бывали. Среди городов - Рига, Муром и Калининград. Отмечу, что мой приезд в Латвию стал первым посещением Предстоятеля Русской православной церкви за всю 900-летнюю историю православия на латвийской земле.
Думаю, что и этот год тоже будет насыщен поездками, уже осуществились поездки в Вологду и Удмуртию, планируется мой визит во Францию.
О будущем России и церкви
- Ваше Святейшество, сейчас широко обсуждается тема российской национальной идеи. Что, на ваш взгляд, должно лежать в ее основе? Что лично для вас значит Родина?
- Церковь всегда призывала своих чад любить земное Отечество и не щадить жизни для его защиты. Русская православная церковь многажды благословляла народ на участие в освободительной войне. Примером тому служит и преподобный Сергий Радонежский, и благоверный князь Дмитрий Донской. Русский народ чувствовал свое единство и сплоченность благодаря святой православной вере. Сегодня именно религия, как ничто другое, способна сплотить народ и помочь обрести национальную идею. Вопрос о Родине - слишком обширен, нуждается в отдельном обсуждении. Безусловно, для меня понятие Родина - не только Отчизна, обозначающая страну, в которой человек родился, но это слово несет в себе также и эмоциональный подтекст, подразумевающий особое святостное чувство, которое сочетает любовь и чувство долга, заботу и ответственность о семье, о доме, в котором мы живем, городе, крае, ибо все мы призваны созидать благо для государства, в котором живем, должны помнить о своих братьях и сестрах, живущих по всему миру. Такая любовь является одним из способов исполнения заповеди Божией о любви к ближнему.
- Каким вы, Ваше Святейшество, видите будущее России и место Русской православной церкви в этом будущем?
- Отрадно, что за последнее десятилетие между церковью и государством сложились правильные отношения, социальное партнерство между нашими институтами дало много добрых плодов: государство не препятствует развитию церкви, поддерживая ее в социальном служении. Это способствует утверждению нравственных ценностей и консолидации общества. Государство призвано сохранять духовное, культурное и национальное наследие. И возвращение церковного имущества - один из примеров того, что государство понимает важность сохранения этого наследия. Многие возвращенные храмы и монастыри стали украшением городов России. Мировая практика показывает, что светское государство может признавать определяющий вклад той или иной религии в формирование духовного и культурного своеобразия народа.
Убежден, что конституционно церковь должна быть отделена от государства и не вмешиваться в политическую жизнь государства, также и государство не должно вмешиваться во внутреннюю жизнь церкви. Это два различных института, которые имеют свои законы и порядки, но призваны служить людям.
В заключение ответа на ваш вопрос скажу о том, что какое будет будущее - это скрыто от человека, но, безусловно, мы его сегодня созидаем. Если мы явим друг другу больше доброты, любви и заботы о ближнем, о молодом поколении, ответственности за то, каким оно вырастет, если вера для всех нас будет не просто словом, а основой жизни, то и будущее будет у нас. Верую, что сердцеведец Господь управит нашу жизнь и ниспошлет нам свои ╚щедрые и богатые милости╩.
- Спасибо вам, Ваше Святейшество, за столь открытые и искренние ответы на наши вопросы!
ИЗ ДОСЬЕ ╚КП╩
Патриарх Алексий (в миру Алексей Михайлович Ридигер) родился 23 февраля 1929 года в городе Таллине (Эстония) в веру.
3 марта 1961 года в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры принял монашеский постриг.
Интронизация Святейшего Патриарха Алексия состоялась 10 июня 1990 года в Богоявленском кафедральном соборе Москвы.
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Интронизация - торжественное возведение на престол вновь избранного Патриарха.
Епитимья - церковное наказание, состоящее в строгом посте, длительных молитвах, поклонах.
В августе православные отмечают Яблочный, Медовый и Полотняный Спас. В эти дни верующие с еще большей радостью приходят на службы в храмы, обращаются за советом и наставлениями к священнослужителям. Журналистам ╚КП╩ посчастливилось поговорить о мирских и вечных ценностях с Его Святейшеством Патриархом Московским и всея Руси Алексием Вторым. Мы благодарны, что у Патриарха нашлось время для беседы с читателями нашей газеты.
О грехе уныния
- Бывает, что вы просыпаетесь в плохом настроении, или грех уныния вам чужд?
- Унывать никогда нельзя. Христианин должен быть оптимистом, с какими бы горестями и трудностями ему ни приходилось сталкиваться. В молитве, которая читается во время Великого поста, говорится об унынии как о грехе. Безусловно, сложные обстоятельства жизни отражаются на настроении. Но утро надо встречать в бодром состоянии духа. И этому способствует келейная молитва. В жизни каждого человека присутствуют и радости, и огорчения, и печали. Все это есть и в моей жизни. Крест Первосвятительского служения тяжел, ибо требует много сил, мудрости быстро реагировать на ту или иную жизненную ситуацию, ибо Патриарх в ответе за многочисленную паству Русской православной церкви. Поэтому, когда радостные события происходят в церкви, то, естественно, это наполняет и мое сердце. Но Господь посылает нам и испытания для утверждения в вере вне зависимости от того, Патриарх это или простой мирянин.
- Ваше Святейшество, вам часто приходится выслушивать людские исповеди. К каким качествам людей вы не снисходительны?
- Долг пастыря - принимать исповедь у кающихся. Если человек осознает свой грех, раскаивается и обещает не повторять его в будущем - долг священника простить, хотя может быть наложена епитимья. А ведь грехи бывают разной степени тяжести. Так вот, исповедь учит терпению и смирению. Допустим, человек раскаивается, сожалеет о проступке, а священник или епископ, принимающий исповедь, думает: ╚И у меня есть этот грех...╩ И тоже мысленно начинает каяться перед Господом, ибо нет человека без греха. Но, как говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский, никогда нельзя отождествлять грех и грешника, потому что грех есть не сущность человеческая, но лишь болезнь, недуг, помрачение образа Божия, живущего в каждом человеке, даже самом грешном. Будем и мы учиться любить грешника и ненавидеть грех. Христианин должен быть строг к самому себе и снисходителен к другим.
Алексий II любит общаться с молодежью.
Любимый писатель - Чехов
- У вас большая домашняя библиотека? Как она пополняется?
- В первую очередь это богословская литература. Люблю мемуарную литературу, но сегодня многие издания проходят мимо меня, хотя знаю, что издаются отличные книги. Библиотека в резиденции большая, но сколько томов, признаться, не считал. Пополняется она, в частности, за счет подарков. Писатели присылают свои книги, историки. Одна беда, мало остается времени для чтения. Хотя дважды в году стараюсь вырваться на отдых и тогда беру с собой стопку книг. Для души читаю духовную литературу. Из классики - Чехова, он меня как-то успокаивает, дает психологическую разрядку. Люблю Тургенева, Лескова.
- Вы смотрите телевизор, следите за новостями?
- Смотрю в основном вечерние информационные программы. Бывает, приезжаешь утром в храм на богослужение, а корреспонденты спрашивают о моем отношении к тому или другому событию; за ночь нередко что-то происходит. В последнее время стал следить за утренними новостями. Это обычно восьмичасовой выпуск.
- Где-то читала, что вы владеете несколькими иностранными языками.
- Это преувеличение. Английский понимаю, но не говорю. Немецкий изучал в школе, затем в семинарии. Но знаете, как нас учили, только грамматика, а не разговорный язык, чтобы общаться не могли. Кто в 1947 году мог предположить, что язык будет востребован и придется выезжать за рубеж! Если случается несколько дней поговорить на немецком - язык развязывается. Поэтому из иностранных свободно владею только эстонским. Но он, как вы знаете, мало востребован.
- Вы как-то сказали, что ваши поездки по стране, по миру - ╚это новое в патриаршем служении╩. Ваши предшественники не осуществляли таких поездок. Что подвигло вас изменить порядок вещей?
- Да, жизнь внесла свои коррективы. Патриарх должен быть осведомлен о церковных делах не только из отчетов и докладов епархиальных архиереев. Поэтому я убежден: возрождение Церкви нельзя было осуществлять, находясь только в Москве.
За годы Патриаршества я побывал в 82 епархиях, в некоторых - по многу раз. В провинцию начал выезжать еще митрополитом. Тогда это не поощрялось. Власти боялись любых ╚несанкционированных контактов╩ с паствой, и Совет по делам религий не поощрял командировок. Сегодня, бывая в регионах, имею возможность своими глазами увидеть, в каком состоянии храмы, монастыри, воскресные школы. Удостовериться, присутствует ли церковь в армии, местах заключения. Это чрезвычайно важно, так как приближает Патриарха к своей пастве, где бы она ни жила. Убежден, что Первосвятительские поездки имеют своей главной целью молитвенное общение с архипастырями, духовенством и верующими епархий... В этом я черпаю силы для несения своего нелегкого служения. Именно в благодатном единении возрождается и созидается ныне Русская церковь.
Прошедший год для меня был отмечен посещением таких регионов, в которых Всероссийские Патриархи еще не бывали. Среди городов - Рига, Муром и Калининград. Отмечу, что мой приезд в Латвию стал первым посещением Предстоятеля Русской православной церкви за всю 900-летнюю историю православия на латвийской земле.
Думаю, что и этот год тоже будет насыщен поездками, уже осуществились поездки в Вологду и Удмуртию, планируется мой визит во Францию.
О будущем России и церкви
- Ваше Святейшество, сейчас широко обсуждается тема российской национальной идеи. Что, на ваш взгляд, должно лежать в ее основе? Что лично для вас значит Родина?
- Церковь всегда призывала своих чад любить земное Отечество и не щадить жизни для его защиты. Русская православная церковь многажды благословляла народ на участие в освободительной войне. Примером тому служит и преподобный Сергий Радонежский, и благоверный князь Дмитрий Донской. Русский народ чувствовал свое единство и сплоченность благодаря святой православной вере. Сегодня именно религия, как ничто другое, способна сплотить народ и помочь обрести национальную идею. Вопрос о Родине - слишком обширен, нуждается в отдельном обсуждении. Безусловно, для меня понятие Родина - не только Отчизна, обозначающая страну, в которой человек родился, но это слово несет в себе также и эмоциональный подтекст, подразумевающий особое святостное чувство, которое сочетает любовь и чувство долга, заботу и ответственность о семье, о доме, в котором мы живем, городе, крае, ибо все мы призваны созидать благо для государства, в котором живем, должны помнить о своих братьях и сестрах, живущих по всему миру. Такая любовь является одним из способов исполнения заповеди Божией о любви к ближнему.
- Каким вы, Ваше Святейшество, видите будущее России и место Русской православной церкви в этом будущем?
- Отрадно, что за последнее десятилетие между церковью и государством сложились правильные отношения, социальное партнерство между нашими институтами дало много добрых плодов: государство не препятствует развитию церкви, поддерживая ее в социальном служении. Это способствует утверждению нравственных ценностей и консолидации общества. Государство призвано сохранять духовное, культурное и национальное наследие. И возвращение церковного имущества - один из примеров того, что государство понимает важность сохранения этого наследия. Многие возвращенные храмы и монастыри стали украшением городов России. Мировая практика показывает, что светское государство может признавать определяющий вклад той или иной религии в формирование духовного и культурного своеобразия народа.
Убежден, что конституционно церковь должна быть отделена от государства и не вмешиваться в политическую жизнь государства, также и государство не должно вмешиваться во внутреннюю жизнь церкви. Это два различных института, которые имеют свои законы и порядки, но призваны служить людям.
В заключение ответа на ваш вопрос скажу о том, что какое будет будущее - это скрыто от человека, но, безусловно, мы его сегодня созидаем. Если мы явим друг другу больше доброты, любви и заботы о ближнем, о молодом поколении, ответственности за то, каким оно вырастет, если вера для всех нас будет не просто словом, а основой жизни, то и будущее будет у нас. Верую, что сердцеведец Господь управит нашу жизнь и ниспошлет нам свои ╚щедрые и богатые милости╩.
- Спасибо вам, Ваше Святейшество, за столь открытые и искренние ответы на наши вопросы!
ИЗ ДОСЬЕ ╚КП╩
Патриарх Алексий (в миру Алексей Михайлович Ридигер) родился 23 февраля 1929 года в городе Таллине (Эстония) в веру.
3 марта 1961 года в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры принял монашеский постриг.
Интронизация Святейшего Патриарха Алексия состоялась 10 июня 1990 года в Богоявленском кафедральном соборе Москвы.
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Интронизация - торжественное возведение на престол вновь избранного Патриарха.
Епитимья - церковное наказание, состоящее в строгом посте, длительных молитвах, поклонах.