Медитация сосредоточения. Один из вариантов в Тхераваде.
Что удержит Архата от манипуляций и использований своих сверхспособностей во зло? Есть нравственный момент? Или он достиг Нирваны и на этом сансарический cut? В тибетском это роль учителя и Просветление на благо всех живых существ. Хотя в Тхераваде, как ты уже где-то упомянул, есть особая ступень Нравственность. Нет?
Чтобы стать Архатом потребуется безупречная нравственность. И Архат ей обладает, вернее неразделен. Этот вопрос просто даже и не стоит!
Для достижения Самадхи, кстати, точно так же необходима нравственность на высоком уровне.
"Нравственность" это не ступень в Тхераваде, а неотъемлемая часть буддийского учения - часть Благородного Восьмеричного Пути, его основа.
Поведение, которое описывается в Восьмеричном пути, не "покрывает" грубо говоря разнообразие неблагих поступков. Это так - очень кратко; не скатываясь в словоблудие, что есть благо, нравственность и правильное поведение (мы ж не говорим о воровстве и супружеской измене). Для меня это очень многогранная и неоднозначная тема. Пока я бы сделала на ней cut. Сказать больше нечего.
Есть вещи, которые нелегко понять разумом. Для меня. Ну или вообще. Например аннату. Даже если ты будешь расспрашивать об этом Архата. Такое уже было.
Так и с этим - ответ, что он видит Путь, Дхарму как одно - для меня ничего особо не проясняет. Но понятно, что нравственность тут. И о ней постоянно говорится.
Ну вот мы и договорились до помех, или врагов медитации, nīvarana. Это последнее, что я хотел упомянуть в этой теме.
Их 5. Некоторые мастера говорят так: чтобы достичь Самадхи, делать ничего не надо. Единственное, что надо сделать - убрать эти 5 помех.
Их легко запомнить, потому-что они образуют пары противоположностей. (И из-за этого моя медитация часто напоминает качели - победил одну помеху и - добро пожаловать в ее противоположность )
Хочу - не хочу;
Неугомонность - сонливость;
Сомнение;
И, конечно же, их комбинации!
Все, что я цитировал тут из Аджана Брама было лишь с одной целью - осветить те аспекты буддийского пути, относяшегося к Самадхи. Kак это делается в моей традиции. На мой взгляд Аджан Брам (из доступных лично мне русскоязычных источников) отлично подходит для этого ясностью изложения и горизонтом описания.
Ко всему - это его личный опыт. Как мне рассказывали, в тот период, в монастыре Ват Пананачат практика джаны была не особым мэйн-стримом, в монастыре было много монахов, бывших военных пилотов, прошедших Вьетнам. Их девиз был: "Fight the Kilesas" (kilesa - Geistige "Befleckungen" - Gier, Haß, Verblendung, Dünkel и т.д)
"Если я сидел час в полном лотосе и у меня заболели колени - то сесть прямо, прижать колени к полу еще сильнее
и +дополнительный час" - понятно что после такого ни коленей, ни самадхи.
Брам, тогда еще и не Аджан был "существом тонким как спичка, с глазами сияющими изнутри, по которым было понятно, что что-то тут происходит. Kоторый говорил только об одном - о джанах"
В монастыре, в Перт он продолжил свою практику, будучи при этом одним из старших монахов, т.е. по сути абтом. Kо-абтом был Аджан Чаттамало - сейчас он абт начего монастыря. Аджан Брам очень остроумный, с хорошим языком - любит рассказывать всякие истории и поэтому после выхода цитируемой мной книги (и особенно после "Die Kuh, die weinte" - уж не знаю, сколько раз ее уже переиздали, но это
то, что есть из "тхеравады" в любом книжном) он медленно, но неумолимо стал своеобразной медиа-звездой от буддизма. Что сыграло неоднозначную роль в дальнейшей судьбе монастыря и его самого, наверное тоже.
Но то, что описано относительно техник - всему можно верить. Его же интерпретация аннаты, не-я - спорная и не поддерживается в тхераваде. Так что стоит помнить об этом.
Конечно, есть куча видео с ним из субботних Дхарма-Бесед из его монастыря (это как пример. И Melnik тут спрашивал про "как предлагает автор..."):
В монастыре есть, конечно, много аудио записей, включая ретриты. Правда иногда на кассетах еще. Но кому очень надо - скажите)На этом тема Брама закрыта
Вообще-то даже техники, что описывает Брам верны в-общем, но от человека к человеку - по-разному. С теми же нимиттами... У существ разные способности и предпочтения! Надо подбирать в опыте - что ТЕБЕ идет. Кто знает, сколько жизней до этого вы практиковали Самадхи.
Есть люди, у которых сосредоточение, что говорится "на кончиках пальцев" - они заходят в джану когда угодно и насколько им нужно времени.
тот, кто увидел Нирвану "одним глазком". :))И теперь обратного пути нет, такое не забывается - иллюзии, удерживающие его в Сансаре могут продержаться максимум 7 жизней и он покинет круговорот смертей/рождений.
Это вдохновляет! Что такое всего лишь 7 жизней после (условно) 7 777 777 777? )) К тому же эти 7 будут путём устойчивого духовного развития, раз "такое не забывается"
Просветление для блага всех - во многих традициях подчёркивается, что такое намерение является качеством сострадательной души и потому не просто сокращает путь, но и является условием достижения цели. Есть даже техника дыхания, при которой выдыхается (посылается миру) счастье, а вдыхается страдание.
Некоторые мастера говорят так: чтобы достичь Самадхи, делать ничего не надо. Единственное, что надо сделать - убрать эти 5 помех.
Очень даже многие мастера говорят. Что даже ничего и достигать не нужно, всё уже есть. Просто нужно "не болтать в стакане воду", "отпустить желания", "сдуть пыль с зеркала".
моя медитация часто напоминает качели
Да-да )) Нащупываем срединный путь
Недоброжелательность по отношению к самому себе может выразиться в том, что вы не разрешаете себе переживать блаженство, становиться спокойным и успешным в медитации. Многие люди несут в себе комплекс вины. Такое часто встречается у практикующих западных стран из-за их воспитания.
Может быть, ты знаешь, что тут имеется ввиду?
На этом тема Брама закрыта
Извини, что ещё задан вопрос
Ну собственно он и говорит, что имеется ввиду: "Я не заслужил такого блаженства. Я недостаточно хороший для такого".
Слышал и от других монахов подобные рассказы. Связывают с христианским воспитанием с его первородным грехом.
Нас, с совеццко-атеистическим воспитанием обычно вообще никак не касается. :)
творческие люди или изобретатели и искатели чато мучаются желанием что-то отворить или решить проблему, и это невыносимое состояние побуждает их к действию. В итоге что-то рождается.
Именно. Ум и все связанные с ним ощущения - это то, из чего и состоит наш мир. Желание и связанные с ними переживания, сомнения, усилия являются неким двигателем прогресса. Если же человек отказывается от своей личности, от эго, от своих желаний и пребывает умиротворенно в сейчас, то его миром становится Бесконечность, где потенциально всё возможно, но нет уже ни этого делателя, ни желающего, ни сомневающегося. Это некое качественное необратимое преображение...
Отчего же так мало людей стремятся к нирване? Они просто погружены в своих текущие представления, желания, переживания. Их интересы живы и ещё далеко не исчерпаны.
Насильно же в нирвану никого не затащить ))
И всё идёт своим чередом...
Желание и связанные с ними переживания, сомнения, усилия являются неким двигателем прогресса.
Да. Вот от страстей рождаются дети, может так можно обобщить этот процесс. Избавившись от страстей, человек ничего больше не производит в этот мир (также из того, что мирянам кажется желательным как дети, машины, произведения искусства итд.)
Отчего же так мало людей стремятся к нирване? Они просто погружены в своих текущие представления, желания, переживания. Их интересы живы и ещё далеко не исчерпаны.
У меня иногда возникают мысли, что пока есть возможность - надо брать от этого мира все возможное, то естъ играть в эту азартную игру, пока есть что ставить на кон. А потом можно о душе подумать.В каком-то бразильском сериале 90-х годов монахиня спрашивает страдающую молодую героиню "может к нам в монастырь?" Героиня откатывается, она еще надеется вернуть своего Хуана-Карлоса. А монахиня на это "ну значит ты еще недостаточно разочаровалась в этом мире, придешъ к нам позже".
Хотя это конечно большая глупость. Как можно откладывать духовное преображение на потом из-за какого-то Хуана-Карлоса, это же несопоставимо.
Но многие люди в плену краткосрочных стимулов удовольствий.
А мне я еще мучает моя неверность. Работаю на одной фирмe, а кошусь на
другие. Молюсь православному Богу, но при этом держу в голове, что вообще-то скоро полностью переметнусь к "конкуренции"
Хотя Пелевин интересно отметил, что человек воспринимает любую религию через архетипы своей национальной культуры. Что греховную "русскую душу" будут преследовать черти российского разлива, вне зависимости от вероисповедания при жизни.
Избавившись от страстей, человек ничего больше не производит в этот мир
Не производит и не попадает сюда больше )) Так как тут есть одна большая проблема - смерть.
надо брать от этого мира все возможное, то естъ играть в эту азартную игру, пока есть что ставить на кон.
Да, мы тут все азартные игроки )) Не захочешь, а заразишься азартом от других, которые судят о тебе по твоим выйгрышам в этих играх. И никто уже и не помнит, что это просто игра: страдают и переживают по-настоящему, следя за событиями на экране жизни, полностью отождествляя себя с героями этого сериала ))
многие люди в плену краткосрочных стимулов удовольствий
Очень точная формулировка! "Краткосрочные стимулы" )) Ум на самом деле бегает от удовольствия к удовольствию: думает уже во время очередного удовольствия (чашки кофе, например) про удовольствие следующее (пойду, погуляю, хоть после работы). Или ум вспоминает удовольствия в прошлом ))
А если между ним и желаемым удовольствием возникает препятствие - то всё, драма
А мне я еще мучает моя неверность. Работаю на одной фирмe, а кошусь на другие. Молюсь православному Богу, но при этом...
Для простого человека важна обрядовость, видимая форма, для философа - мысли, а для святого - Сама Суть.
Уже философы понимают, что если я не это тело, то уж и не эта личность. То есть да, костюм личности присутствует, но этот костюм временный.
Святые же по Сути не противоречат друг другу. Зачем тогда беспокоиться о традиции? Какая традиция возвышает и очищает моё сердце, той и следую