Обучение чтению
Для меня все более актуальной становится тема обучения чтению. У кого дети учатся читать? Давайте рассказывать, как у вас это происходит. На каком вы этапе, что получается, что нет, какими приемами и инструментами пользуетесь, какими букварями, пособиями, книгами, в какие игры играете?
Я начну :-) Сыну 4,5 года. Знает некоторые буквы (может быть, треть алфавита). Буквы мы ищем в книгах (в начале глав буквы часто выделены крупным шрифтом или оформлены в виде буквицы). Читаем стихи в "азбуках в стихах". Мой очень любит вот эту:
https://www.labirint.ru/books/371250/
Рисуем буквы палочкой на песке, рукой на спине :-) Узнаем на вывесках (А на аптеке). Рассказываю, что некоторые буквы в немецком пишутся по-другому. Сам рисовать не очень любит, иногда (пока очень редко), пытается сам написать. Узнаваемо получается "О" и "Ж" :-)
У нас есть магнитная азбука Жуковой. Иногда достаем, он собирает буквы в любой комбинации, я читаю, что получилось - смеется. Посоветовала ему чередовать синие и красные буквы, чтобы получалось читать.
Иногда смотрит мультики с алфавитами, нахожу что-то на ютубе. Но он их не очень любит (в смысле, эти алфавитные мультики не любит, мультики вообще очень любит ☺️)
Слушаем в машине диск https://www.labirint.ru/audio/167005/
Его очень любил мой старший сын. Я поначалу его недооценила, но оказалось, что песенки и стихи запоминаются, и когда появляется визуальная опора, они помогают. Например, "и запомнить очень важно - смотрит вправо буква Г". Или что у буквы В плоский бочок, потому что она прислонилась к дереву. С опорой на эти песенки можно многое объяснить, и это запоминается.
Совсем недавно стало получаться соединять буквы - пока только некоторые согласные, которые он знает, например, М,Ж, Ф с гласными А,У,О. Объясняла так: буквы дают "друг другу ручку" (рисовала), тянутся друг к другу: Мммм---Аааа. Дальше пока двигаться не хочу. Пока будем стараться запоминать и другие согласные и соединять их только с А, О и У. То есть мы пока находимся этапе предчтения.
Параллельно ищу хорошие буквари и пособия, по ходу продвижения буду писать в этой ветке 🤗
моему тоже 4,5. знает тоже где-то треть алфавита.
У нас Смешарик-читарик- по нему занимаемся (там школа Лосяша)- потому что мой ребенок очень любит смешариков:)
+Азбука для Буки- по ней медленнее- текст там для детей постарше, на 6-7 лет, думаю. Мой еще не совсем понимает.
+обычная Азбука с картинками- картинки старые советские- моему неинтересно
очень хорошо идет Азбука звуковая- по ней он много букв выучил сам. Еще был плакат- ..надо найти))
О, смешариков мой тоже уважает, но еще больше трансформеров :-) жаль, что с ними букварей нет - такой букварь точно пошел бы на ура ☺️ Придется какие-то игры с ними придумывать. Мы пока не приступили к собственно букварям. В свое время, когда старший учился читать, я не могла найти подходящий букварь, и мы обошлись практически без них. Ну а сейчас все же есть выбор. Я купила "Вместо букваря" Д.Куматренко. Ближе к 5-ти годам возьмемся за него.
Я присматривалась еще к ребус-методу Л.Штерберга:
http://www.rebus-metod.net/obuchenie-chteniyu/rebus-metod
Может быть, я и сама созрею и попробую. Пока не решаюсь закупаться новыми материалами, поскольку уверена, что и старые материалы и методы заработают рано или поздно. Но очень интересно, и я думаю, многим детям такой метод понравится и подойдет.
Наша до шести лет полностью игнорировала все мои попытки научить её читать. А в шесть сама притащила валявшийся у нас букварь Жуковой и довольно быстро освоила чтение. Правда, пришлось пропевать слоги, тогда дело легко пошло. Ну и букварик Смешарик у нас хорошо пошёл, т.к. дочка любила этих Смешариков.
https://www.labirint.ru/books/443723/
Очень хорошая серия
Есть еще «читаю и понимаю загадки» и «читаю и понимаю тексты»
Я не знаю, можно ли их еще купить. Но если увидите, берите, точно не пожалеете
Дочка не имела интереса к буквам - читать стала учиться в начале прошлого учебного года (ровно в 6 лет) сразу параллельно на двух языках.
Сейчас знает все буквы 2ух алфавитов, умеет читать, но буквы путает. По-немецки получается лучше ;) Последние пару месяцев по-русски читает редко - мне на данный момент важнее немецкий. А так как особой любви к чтению пока что не наблюдается, делаем упор на основную школу.
Сыну вчера исполнилось 4 года. Русский
алфавит выучил около трёх лет, немецкий - в 3,5. По мультикам и самодельным карточкам.
Умеет читать короткие слова. Ну и слоги.
В последнии месяцы интерес к буквам поутих - переключился на диких животных.
Так что на данных момент никак не занимаемся - если не считать игру, составь алфавит с названиями животных по первой букве :)
Ещё полгода-год с чтением точно трогать не буду, если сам не попросит...
Наша до шести лет полностью игнорировала все мои попытки научить её читать. А в шесть сама притащила валявшийся у нас букварь Жуковой и довольно быстро освоила чтение.
Тоже хороший вариант 👍 Захотела - и научилась, и без всякой геймификации (букварь Жуковой этим вообще не отличается 😀)
С сыном понятно :-) Ну, ему торопиться некуда. А для дочки, может быть, есть смысл купить разных книг для первого чтения (только совсем простеньких, чтобы у неё было ощущение успеха, а не дискомфорта) и читать их по чуть-чуть (хоть 5-7 минут, но регулярно). Если хочешь, я поищу ссылки на серии для первого чтения...
У нашей такой вот характер: если сама чего-то хочет, то быстро учится, а если заставлять из под палки, то делает на отвали... И это с очень раннего возраста проявилось, поэтому учусь делать так, чтобы её заинтересовывать, либо аккуратно подводить её к нужным мне желаниям. Надо сказать, что это очень сложно и далеко не всегда у меня получается....
Спасибо, Ира :) У нас есть. И книги, и букварь. Букварь - с разделением слогов - идёт, кстати, хуже ;))
Проблема в том, что мадам пока что читать не рвётся. Надписи и т. п. на обоих языках читает с удовольствием. А вот истории как-то не очень. Но она и слушать на данный момент тоже хочет не всегда(
Летом будем читать :) Сейчас пусть доучится последний месяц и укрепит немецкое чтение. Ей с немецким в школе нелегко, поэтому русский пока притормозила...
да в принципе, у всех так, наверное. "Ключик" найти не так просто бывает. Дарья Куматренко рассказывала, что "Вместо букваря" написала специально для тех учеников, у которых "не шла" Жукова, а у ее собственной дочери этот букварь не пошел, как и вообще все другие буквари :-) И пришлось ей другой подход искать - интегрируя чтение в игры, в деятельность, которая ребенку нравится.
Устала она, наверное, просто :-( Ну, тогда и правда, русский можно оставить ненадолго. У моего старшего было похоже с письмом: письмо шло трудно, поэтому сначала все силы на немецкое письмо были брошены.
У меня дочке 6 лет, уже простые книжки сама читает
Но я уже троих научила читать и со всеми опыт в общем-то похожий. Детали есть, конечно, но в общем все по одной схеме:
Буквы запоминаются как-то сами (книжки читаем - дети спрашивают, плакаты висят, играем цепочки арбуз-зебра-абрикос, магнитная азбука...) но это все игра, а не занятия
Дальше научится соединять буквы в слоги. Мы снова играем, игры придумываю прямо на ходу. Вот у сына это был самый тяжежый этап. Никак у него не получалось, пока мы не начали петь. Мы пели слоги, тогда он понял принцип.
Потом читаем простые слова: тут я впервые беру уже тетрадки и пособия. Но сильно не увлекаюсь ими, по-моему можно и без них обойтись. младшая дочка любила, когда я ей рисовала задания сама. Нарисую три картинки и три слова: она должна правильно соединить.
Дальше слова посложнее и простые предложения. Я писала записки: «твой сюрприз лежит под кроватью» или делала квесты с простыми заданиями.
А вот теперь, на мой взгляд, самый тяжелый этап: «расчитать» ребенка. Буквари, как правило, очень скучны, простые сказки уже зазубрены наизусть, а остальное еще страшно даже в руки брать. Это сейчас появились уже книги для начинающих читать детей, а моя старшая дочь из-за этого быстро переключилась на немецкий и читала на нем с удовольствием, а на русском «ты страницу, а остальное я тебе»
какой большой у Вас опыт :-) Теперь я вспомнила, что знаю Вас по «Детской книге» :-)
Со старшим сыном у нас тоже все было примерно по этой же схеме. Этап «расчитать» на мой взгляд, был трудным потому, что те книги, которые ему были интересны (то есть которые ему читали вслух взрослые или которые он слушал в аудио) были довольно долго ему недоступны по технике чтения. Где-то только в 8,5 - 9 лет он смог их читать. А все эти книжки-расчитайки и книги для начинающих, которые уже появились на тот момент, были ему неинтересны, и воспринимал он их исключительно как тренажёр для чтения :-( А комиксы как-то не очень любил...
Сейчас выбор стал ещё больше, и надеюсь, с младшим будет по-другому. Квесты - отличная идея, тоже собираюсь попробовать. Пока у нас тоже игры, а не занятия. Тоже придумываю на ходу. Вот свежий пример: играли с ним в битву трансформеров и я попросила в свою команду парней с именами на определенные буквы. На ходу разрезала листок и буквы написала. Для одного Оптимуса Прайма деть сам вырезал и написал, благо, что он на букву «о» 😁
Н.п. Купила букварь Е.Агеевой.
https://www.ozon.ru/context/detail/id/142316191/
Букварь мне понравился. Комментарии на каждой странице, хороший шрифт, много рекомендаций, какие упражнения можно делать параллельно, но при этом букварь не перегружен информацией. Хорошо структурирован. В конце есть очень полезная сводная таблица, в которой кратко резюмируется, чему уделяется внимание на каждом этапе. Понравилось, что параллельно с обучением чтению обращается внимание на некоторые моменты в словообразовании и правописании. Например, что имена пишутся с большой буквы или вопросы, когда можно сказать "он", а когда "она", или "один" и "много". У автора есть вебинары (платные) об обучении чтению по ее методике, при желании можно углубиться. Группа в ФБ называется "Секреты букваря для умнички". Я вебинары не смотрела, думаю, они будут особенно интересны и полезны тем, кто работает с группой детей. Мне лично этого букваря и пособия Д.Куматренко "Вместо букваря" теперь хватит. С осени начнем потихоньку двигаться по ним.
Н.п.
Порекомендую еще книгу-пособие Барановой Е.Е., Разумовской О.К. "Как научить вашего ребенка читать".
Принцип игровой: по рельсам с буквами скользят паровозики с окнами-отверстиями, в результате возникают многочисленные комбинации.
Номера вагончиков соответствуют номерам страниц. Распечатать можно из интернета. Напр., https://www.liveinternet.ru/users/5117382/post296299231/
Я для удобстава ламинировала пару страниц и паровозиков. Все (страницы и паровозики) точно не понадобтся, обычно хватает самых первых.
Присоединяюсь к мнению, что хороши любые занятия/игры, которые просто объяснят ребенку, что нужно "тянуть", "петь" первый звук, плавно (без пауз) присоединяя его к следующему.
Здорово, спасибо 👍 Интересная идея с окошками: ограничивается рабочее поле, внимание концентрируется на крошечном кусочке бумаги (в пособии "Вместо букваря" тоже окошки, кстати).
Нашему младшему (5лет), до недавнего времени, мы только изредка почитывали рассказики из "Букварика смешарика" и открывали окошки в "Вместо букваря". В "русской школе" они начали уже изучать буквы. Но как-то без особого энтузиазма с его стороны. Хотя, за последние пару месяцев, у него кажется потихоньку стал появляется интерес, во всяком случае он сам уже приносит "Букварик" и просит ему почитать. Думаю нам нужно уже начинать активно с ним заниматься. Сейчас как раз будет больше времени на каникулах. Будем постепенно распечатывать гласные и слоговые таблицы и пропевать их. А петь этот мальчик любит...
Я
тут уже немного описывал наш опыт, как мы занимались со старшей. Со
средним мы так много, как со старшей, не занимались, он каким-то
образом
много что впитывал между делом когда занимались с дочкой, но читать
начал тоже уже ближе шести годам... Когда старшие доходили до того пункта
что могли уже что-то прочитать, то просили немного самостоятельно
прочесть что-то при совместном вечернем чтении: сначала отдельные слова, потом
заголовки, первое предложение, абзац и т.д. Сейчас мы практикуем это
только на каникулах и то когда они и мы не сильно уставшие (старшим
сейчас 10 и почти 8 лет)...
Спасибо за рассказ! Отличная идея - читать что-то во время совместного чтения. Мы уже внедрили :) Читает слова "эх", "ой" и "ого" ☺️
н.п. играли сегодня в "Зверобуквы":
https://www.labirint.ru/games/443234/
Мне понравилось, что есть разные варианты игр, и для детей постарше, и для детей помладше. И сами карточки очень симпатичные 👍
н.п. у Елены Агеевой стартует онлайн-курс (видеоуроки для родителей к каждому занятию по букварю). Может быть, кто-то захочет присоединиться:
http://doctorageeva.com/content/intellektualnaya-onlayn-sh...
То, что ребенок так или иначе научится читать - это понятно. Но интересна сама система обучения. Да и двигаться по системе всегда легче.
н.п. Теперь про прописи! Я купила прописи Е.Агеевой. Это прописи к ее букварю, задания перекликаются с ним, поэтому лучше всего заниматься по комплекту. Прописи для детей 5-6 лет и буквы, конечно, печатные. Мне очень понравилось то, что уже на первых страницах внимание ребенка обращается не только на графический образ буквы, но и на связь буквы со словом и предложением. Слова изображены в виде рамок-кирпичиков, в конце стоит точка (во второй части они превращаются в схемы слов). Уже в самом начале игровые задания помогают уяснить такие важные моменты, что слова бывают длинные и короткие, что буква может стоять в начале, середине или конце слова, что слова читаются слева направо. И по мере усложнения материала много деталей, которые очевидны нам, но неочевидны ребенку :-) В целом это очень отличает и букварь, и прописи от многих существующих на сегодняшний день пособий с яркими образами букв, от которых сразу перепрыгивают на этап чтения слов. Много хороших упражнений – и известных (например, найти/выделить/обвести букву в рядах других букв), и авторских (буквы-матрешки), причем рассчитанных именно на возможности детей старшего дошкольного возраста. Сам букварь и, соответственно, прописи, рассчитаны приблизительно на год занятий. То есть можно заниматься по 5-15 минут три-четыре раза в неделю - на мой взгляд вполне подходящий темп для ребенка 5-6 лет. Покажу страничку:
Я слушаю и видеоуроки – решила попробовать идти по этой системе. Ссылку на прописи дать не могу – их нет в интернет-магазинах (букварь я покупала на озоне). Если кто-то заинтересуется прописями, заказывайте по мейлу school.ageeva@gmail.com
Вот у сына это был самый тяжежый этап
у нас сейчас такой этап, в школу русскую ходили 1 год, буквы выучил, а соединять не может, сейчас он первоклассник, такая же проблемка, сегодня уже попробовали игрáть на улице, поставила детей в метре друг от друга, он буква М, доча буква А, я бегу от М к А и проговариваю буквы, дочка(5) почти сразу сообразила, а сын не понял опять, просто повторяет, попробуем теперь петь
Букварь я заказывала вот здесь:
https://www.ozon.ru/context/detail/id/142316191/
Прописи по мейлу, который выше.
Про соединение букв. Со старшим сыном мы тоже пробовали и так, и эдак. В конце концов, мне кажется, он просто-напросто выучил наизусть слоги 🙄 Я и сама часто думаю, что сложение слогов предполагает определенный уровень абстракции: ведь "м" и "е" - это никак не "ме". Значит, получается, просто запомнить надо, что, например, слоги с йотированной гласной "е" читаются так-то и перенести это знание на другие слоги - с "я" или "ю"? 🤔
Что по этому поводу говорят методисты. Летом я разговаривала с логопедом в России (про другие темы, но и чтения коснулись чуть-чуть) и она посоветовала на первом этапе тренировать обратные слоги: не "ма" или "мо", а "ам" или "ом" - гласный плюс согласный. Здесь как раз и можно/нужно петь (а-а-ам), использовать картинки и образы "за ручки", "бегущие человечки" и пр. Попробуйте тренировать обратные слоги со всеми известными ребенку буквами, только пока без йотированных гласных. И только когда станет получаться, переходите к прямым слогам - ма, му. Начинайте с тех согласных, которые можно немного тянуть - м-м-ма.
В букваре Агеевой точно такая же последовательность. Еще там написано (я и у других авторов тоже об этом читала), что надо учить видеть слог целиком, избегать побуквенного чтения. Поэтому во многих логопедических пособиях слоги выделены снизу дугой. Эту дугу можно рисовать карандашом в книге или тетради, выделяя слог как целое. Или давать задания - найти слог среди группы других слогов.
Я еще не слушала видеоуроки о соединении букв, послушаю, если будет еще что-то важное, расскажу 🤗
Отличная идея - читать что-то во время совместного чтения.
Я это практикую с современными изданиями с большими картинками, где есть какие-то короткие надписи/ подписи большими буквами. Например, про кота Шмяка. То есть я читаю, читаю сама, потом раз! - словечко "эй", или "ох", или "плюх". Прошу прочитать дочку. Ну, она мухлюет часто: начинает угадывать.
Ей месяц назад исполнилось 5 лет. Не знаю, какая часть алфавита у неё уже отложилась в голове, но сейчас началась небольшая путаница из-за того, что наш немецкий папа стал рассказывать ей о немецких буквах. Сегодня она пыталась со мной спорить, что В произносится как Б.
Азбук и букварей у нас полно. Самая прикольная - "Азбука" Г.Остера.
https://www.labirint.ru/screenshot/goods/234493/1/
Есть магнитные буквы. В принципе, мелкой нравится из них что-то
складывать. С моими подсказками может что-то выложить под настроение.
Системы занятий у нас никакой нет. Раньше пыталась, но шло с таким скрипом, что я пока оставила дочь в покое и в основном отвечаю на её вопросы. От меня инициатива исходит нечасто. Жду взрыва интереса с её стороны.
На днях она попросила меня написать слово "пока". Написала. Она ушла и стала разбираться с буквами. Потом прискакивает, страшно возмущённая: почему там О?! Должно же быть "ПАКА"! Я попыталась доступно объяснить, почему в русском языке так, а не иначе. Убедить не удалось. Она заявила мне, что я плёхо-плёхо пишу по-русски и вообще ничё не знаю. Пошла переписала на свой, "правильный" лад. Разумеется, "пака".
И гордо принесла мне: смари, мол, я-то знаю, как надо.
Вот в этом вся Яна: всегда всё знает лучше других.
Если сама просит написать слово, да еще и анализирует – значит, есть интерес 👍 Я вообще-то не считаю чтение на русском приоритетным направлением в дошкольном возрасте (как это может показаться). Можно и в первом классе научить, можно и во втором. Получится даже гораздо быстрее и продуктивнее. Если не получается в пять - ребенок не готов, не созрел или очень упертый :-) - то конечно, надо пробовать позже. Ну или думать, что можно поменять в подходе. Приоритетом в дошкольном возрасте для меня однозначно является развитие речи, без этого и самостоятельное чтение не имеет большого смысла.
Но если получается двигаться потихоньку вперед, никуда не торопясь, занимаясь по чуть-чуть, то стоит это делать. Со старшим сыном у нас тоже не было какой-то определенной системы, а вот с младшим решила попробовать: это удобно – когда все уже придумали, когда есть канва, на которую ориенрируешься, но при этом можно и вариировать – темп и количество материала. Это и меня дисциплинирует, помогает сделать занятия регулярными (что очень важно), удобно, когда есть примерный план - что надо сделать на неделе.
Немецкие буквы меня не пугают – от этого все равно никуда не деться :-) У нас в музыкальной школе уже выучили три ноты, из которых две уже «неудачные»: в том смысле, что в русском есть те же буквы, но читаются по-другому: С и Е. Просто говорю, что в русском так, а в немецком так, да и все. Со временем запомнит и те, и другие. Я наоборот часто думаю, как нам повезло с парой языков «русский-немецкий»: принцип чтения одинаковый. Даже с французским, мне кажется, труднее. Не говоря уж про азиатские языки :-)
Н.п. Напишу и я. Тем более у нас в последнее время успехи. Счас семь мальчику. Начинали с двух лет буквы и звуки по азбуке Лунина. Мне там многие стихи нравились. Еще часто читали Шибаева "Язык родной, дружи со мной". Я ее в своем детстве очень любила. По этим стихам, считай, сама читать выучилась. Но Миша, похоже, не так впечатлился. Буквы он где-то в два-три года быстро выучил почти все и потерял интерес. иногда что-то узнавал, но так вяло, а потом совсем пропало. И лет с пяти с половиной я начала опять пробовать. Буквы все забыл уже. С прошлого года он пошел в русскую школу. Это его немного простимулировала. Я с ним учила слоги тупо наизусть :" м и а будет а", он быстро запоминал, но аналогий сам не строил. В школе их учили пропевать. И ему это больше подошло. Когда я его просила что-то прочитать мне, то он именно пел. Это точно не от меня.:). В школе у них букварь Жуковой. Мне совсем не нравится. Все эти "мох сух"... ну и картинки тоже. Но он сам приносит иногда, особенно, если на дом задали.
Потом я вставляла его чтение в наше совместное. Ему очень интересны эмоции и все смешное. Поэтому все междометья и особенно вопросительные и восклицательные знаки очень любит. Еще тоже любил сам что-то написать, а мы должны читать, а он смеялся.
И такое же читать любит. Самый хит был из Гигантской груши "гнмфксс". Очень смеется. А сегодня сам пробовал прочитать. У Стрида как раз очень много всяких "плюх, бряк, ох" и подобного. Еще книги Татьяны Русситы у него пользуются огромным успехом. Смешно и слова понятные.
Счас читает небольшие предложения. Но часто забывает, что было в начале и злится от этого и плачет. Сам придумал читать предложение, как "снежный ком".
Вообще, бы нам подошли комиксы для расчитки идеально. Он очень любит про Пеппи и счас увлечен Тинтином. Но там шрифт полуписьменный. Теперь я в раздумьях пока. Искать что-то другое для расчитыки, или начать учить и прописные буквы...
Иногда я вставляю теорию. Вот что "Миша" пример хороший. Как один и тот же звук в одном языке одной буквой, а в другой тремя обозначается. Про безударные гласные тоже рассказываю немного, потому что удивлялся, почему написано по-другому. Про ударение тоже.
И вот что-то прям сразу схватывает и потом сам рассказывает, например, безударный о, ударение, а что-то проходит мимо совсем. Как вот звуки версус буквы. Счас уже, если видит "о", то сразу читает "а", даже если ударный.
Ну и если коротко о главном, то нам надо смешно и чтобы интонации и эмоции, и узнавание слов тоже - тогда в радость.
А, еще очень любил сам себя превращать буквы долго. Например стать и руки в стороны - это "т". Очень долго так играл. Ну и на спине писать друг другу пальцем до сих пор любит.
P.S. Букварь Агеевой понравился. Можно бы было тут приобрести, купила бы точно, а так еще подумаю. А то, пока
он до нас доберется, уже и надобность отпасть может...
молодцы! Если уже небольшие предложения читает, то букварь не нужен, скорее всего. Да и рассчитан он на пятилеток - с учетом возможности детей этого возраста. В семь уже что-то можно и по-другому объяснить.
Агеева не рекомендует заучивать слоги наизусть, называя побуквенно "м" и "а", связывая это с неправильным восприятием слога в слуховой зоне мозга. По ее методике ребенка надо учить видеть слог целиком - в уме он, конечно, раскладывает слог на м и а (аналитический этап присутствует), но во внешней речи это только "ма". Хотя научиться читать по заученным слогам, конечно, тоже можно (как у Зайцева, например).
Если забывает, с чего начиналось предложение, пока до конца дочитал, то тебе, наверное, нужны книжки для первого чтения с очень короткими, простыми предложениями. Комиксы - хорошая идея, но там, возможно, много непонятных слов и слов со сложной слоговой структурой. На начальном этапе все силы на собственно чтение уходят, а если еще и сложные или незнакомые слова? 🤔 Я бы книжки, написанные именно для первого чтения поискала.
Да, про слоги и комиксы ты права, конечно. У меня в начальной школе была просто гениальная учительница. Мы у нее тоже все тексты поначалу сперва дужками и точками "прорабатывали". Но я тогда уже умела читать перед школой, как научилась, не помню.
Как буквы мне мама писала, помню хорошо. Это было как волшебство. И в кубики играли. А потом только помню, бабушка спрашивает, умею ли я читать. Я говорю, нет. Она мне показывает, и ,оказывается, что умею. Но это так, отступление ностальгическое.
Вообще, я очень люблю свой старый букварь еще со школы. Я и фонетику очень любила, хотя счас многие критически относятся. Пробовала с Мишей, но ему сложно, потому что там самое начало как раз на развитие речи.
А нам это и нужнее всего и сложнее. Поэтому иногда достаю и поэтому думаю, что буквари нам пока не поздно. Он и просто слоги тоже очень любит читать. Просит, чтоб я ему их писала, иногда даже сам себе пишет, но там часто оказывается, что многие буквы у него в пассиве. Узнать в тексте, узнает сразу, а сам забывает и злится, но старается.
А какие-то конкретные книги для первого чтения можешь посоветовать? Вся серия Русситы как под нас сделана. Очень любит. И слова там знакомые. Но их он уже, похоже, выучил наизусть...
Счас бы хотелось, чтобы он хоть немного расчитался, пока в школе не началось. Мы-таки выбрали Вальдорф, а там все потихоньку-полегоньку и по эпохам. За буквы они пока
и не брались, так что время есть
Еще забыла упомянуть, что у нас Азбука Превращений Герасимовой большим успехом пользовалась. Вдруг кому пригодится.
У меня тоже есть ностальгические воспоминания, правда о том, как я училась считать ☺️
Я давно думаю сделать пост со ссылками на серии для первого чтения. Я часто вижу ссылки/рекомендации/отзывы в разных блогах, но пока не собирала их. Сын дорастет до них не раньше, чем через год. Буду пожалуй, теперь собирать и здесь давать - мне потом самой пригодится. Вот, навскидку из того, что знаю:
Серия "Я читаю сам":
Серию "Лис и Зайка" Сильвии Хейде часто рекомендуют:
https://www.labirint.ru/search/лис и зайка Хейде/?st...
Подборка книг Екатерины Косе:
https://www.facebook.com/2lingualkids/posts/12665035267878...
Подборка книг Дарьи Куматренко:
Спасибо большое!
Нашла много интересного и подходящего для нас.
Книги про Макса как раз он тоже пробовал читать. Очень их любил в детстве. Но там две беды. Одна - глаголы с -тся и -ться. А вторая - он там, конечно, почти все помнит наизусть.
Счас достала нашу старую про Бобо. Думала, вдохновится, но он захотел, чтобы я прочитала.
И новая победа - он все-таки пробует сам читать по-русски. На ночь берет себе Тинтина посмотреть. И я слышу, что пытается читать, но выходит чаще абракадабра. Там лексика такая, богатая для нас. Но все равно уже, видимо, глаз наметал и стал сам выбирать
что попроще. И вчера смог прочитать "ты что псих?". Вот он там смеялся и радовался. Сначала минут десять смеялся сам, потом прибежал нам рассказывать с восторгами.
Счас еще напишу в свою тему, как у нас с русским. Там тоже есть улучшения. Я ничего такого-эдакого не делала. Но вдруг все равно кому-то поможет или просто интересно.
Короче, спасибо и тебе и всем. И за советы и за просто поддержку, это тоже много в нашем общем деле
НП
Любимая "Банда умников" порадовала подкастом про чтение и обучение чтению малышей.
Думаю что для многих завсегдатаев этой группы и группы Мадалены в этом подкасте ничего нового не будет.
Но он мне очень понравился и хочу поделиться с другими!
Какая, однако, у него большая мотивация, если берется за книги с текстами, в которых приходится выбирать! Это здорово, надо поддерживать. Я бы на твоем месте все-таки попробовала подобрать как можно больше текстов для самого первого чтения, с короткими предложениями, где много слов с прямыми слогами, без стечения согласных - которые ему "по зубам" (поищи хоть в интернете) и тренироваться на них.
н.п. Про выбор учебных пособий по чтению: интересная статья Е.Агеевой.
https://www.facebook.com/groups/1938085689851280/permalink...
Если кто-то захочет, могу скопировать сюда. Главная мысль в том, что во многих современных пособиях задания составлены методически неправильно и могут создать дополнительные трудности в процессе обучения чтению. Например, когда ребенку предлагают прочитывать слоги как слева направо, так и справа налево. Е.Агеева категорически не советует такие задания на начальном этапе обучения чтению. Рекомендую к прочтению всем родителям дошкольников или младших школьников, приступивших к обучению чтению своих детей.
нп
Читаем по слогам, продам две прекрасно иллюстрированные ,новые книги :
( цены лабиринта плюс пересылка)
На фото виден залом на обложке книги Л.Толстой Детям - страница не гнутая, не рваная, просто небольшая морщинка на верхнем слое бумаге, я даже не заметила при покупке, на самом деле совершенно несущественно и не заметно, поверьте, книга в идеальном состоянии)
н.п. Мы так и сидим пока на этапе чтения слов из двух слогов или коротких слов (прямой слог + cогласный). Е.Агеева советует уже на этом этапе переходить на чтение предложений, но мы что-то застряли и вообще, замедлились. Я читала чат-конференцию с ней пару месяцев назад, и там она называла цифру 9 месяцев. То есть за 9 месяцев при грамотном подходе можно научить читать, и даже нужно примерно этого срока придерживаться. Иначе этот процесс начинает надоедать и воспринимается ребенком как обязаловка, интерес пропадает.
что читаете? Какой букварь? Извини если повторяюсь
Начали в карантин читать букварь Жуковой - в день по 1-2страничке, дело со скрипом и уговорами, но идёт.
причем уговаривать надо сесть и читать, а как сядем, так уже дело неплохо идёт. Но если ты говоришь, что 9 месяцев надо, то все ок ;))))))
мы по букварю и онлайн-урокам Агеевой идем. Точнее, шли - пока забуксовали :-) Но я и свои слова пишу, чтобы разбавить материал букваря теми словами, которые ребенку читать интереснее. Слово "гаст" вот у нас было :-) Это не немецкий гость, это такой персонаж из Майнкрафта, похожий на осьминога ☺️
молодцы! Особенно что ещё и сама что-то придумываешь.
у нас онлайн вообще не пошло, 3 раза пробовала - и русский и английский. Ещё наверное рано. Вот и пришлось самой сесть заниматься.
прочитала всю ветку вот - спасибо огромное за ссылки! Буду заказывать книжки на время после букваря.
у нас математика зато в Антоне очень понравилась, делаем за первый класс задачки. И Фиксики прямо заинтересовали. Карантин даже на пользу для развития русского :)))
Молодцы! Моей 5,5 только вот стало получаться слоги читать по букварю. Мы с 4х лет примерно в русской школе - они там не спеша буквы и цифры учили, но до сих пор не все буквы прошли ;))) а вот прям слоги читать только сейчас стало получаться - наверное доросла.
Мне вот не нравиться только, что она как заикается читает ;))) но может с опытом придёт .
видеоуроки для родителей, то есть смотрю я, не сын :-) он тоже онлайн пока нигде не занимается. А что ты имеешь в виду под «заикается»? Она выделяет согласный в слоге? например «к-ка»? Или повторяет слог в слове?
Вспомни классику - как читал Филипок :-) он же тоже называл побуквенно, а потом складывал в слог. Это, конечно, не совсем то, что ты описываешь, но причина, я думаю, та же: мы учим сначала буквы, а потом слоги. Выделение первой буквы - это этап дешифровки. Наверное, в абсолютном большинстве случаев с практикой это действительно уходит. Но вообще почти все методисты пишут, то побуквенного чтения следует избегать - во многих пособиях слоги выделяются дугами, чтобы облегчить эту задачу. Я тоже эти дуги всегда рисую карандашом, если в букваре/в тексте их нет. Е.Агеева вообще уже в первых уроках (с появлением прямых слогов) подчеркивает, что важно учить видеть слог целиком и читать слог слитно, для этого у нее есть ряд упражнений. Например, ребенок не читает слоги, а находит (озвучиваешь ты). Здесь чтение пассивное, но тем не менее, в слуховую зону попадает правильный вариант. Еще у нее есть хорошее упражнение - комплементарное чтение. Это когда ты читаешь (произносишь) фразу, в которой есть рифма на прямой слог и просишь ребенка прочитать только этот слог. В этом случае ребенок опирается на рифму и автоматически читает правильно - слитно. Сейчас покажу пример. Надеюсь, авторских прав я не нарушаю, на всякий случай еще раз ссылка на этот букварь :-)
Хочу рассказать про хорошее упражнение - выделение гласной в середине слова. Сын делал задание – догадаться, что за буква в середине слова, например, «с..к», «с..п». Несмотря на то, что рядом со словами были нарисованы картинки – пакет сока и тарелка супа, оказалось, что дело это не такое простое. Пришлось потренироваться, прежде чем стало получаться. Оказывается, причина в том, что в такой позиции гласный звучит нечетко (в отличии от четко произносимых согласных в середине слов – например, с «с», с которым у него не было затруднений), не так, как если мы произносим его отдельно, четко артикулируя. Дети не всегда слышат его и часто воспринимают, как призвук. Поэтому определение гласного в середине такая трудная задача, которой стоит уделить внимание для предупреждения ошибок в будущем - многие дети на начальном этапе обучения письму пропускают гласные. Е.Агеева называет их «финикийцами» :-) - финикийское письмо базировалось на консонантном принципе, без использования гласных.
ага, у нас тоже гласные пропускаются, особенно сейчас проблема с е и я, они мягкие и наверное непонимание ещё идёт.
Я заказала книжки русситы и Незнайку с огромными буквами :)))) читать не хочется, но приходится. Надеюсь к лету словарь осилим до конца.
"e" и "я" - сложные буквы для чтения, потому что в прямых слогах они не читаются так же, как по отдельности. С маленькими детьми (как наши с тобой ☺️) лучше всего читать сначала вместе и по подражанию учить. Я про твердость-мягкость и про два звука тоже рассказываю, но не особо углубляюсь :-)
Н.п. Тем, кто ищет списки книг для первого чтения: на сайте «Папмамбука» в разделе «Читает сам!» есть списки, разделённые на три уровня сложности ‒ в зависимости от величины шрифта, количества текста и сложности словаря. В этом разделе собраны также советы родителям начинающих читателей:
https://www.papmambook.ru/articles/4275/
н.п.
Теперь про чтение. Идет очень туго. Я даже не пойму почему. Кроткие слова без проблем. А предложение больше четырех слов - уже с трудом. Еще тут прочитала, что лучше бы за 9 месяцев научиться, так мы уже мучаем второй год.
если много слов в тексте, то начинает пропускать буквы и даже читать в разные стороны и строчки перепрыгивать. Например "кто тут?" может читать как "кот тут". И такого много.
Мне уже кажется, что никакие пособия нам ничего не дают. Единственное, что очень подстегнуло, это письма от гномика Гоши. Их сам читает или приходит за помощью, но сам очень мотивирован. И пишет ответы каждый день.
Еще счас занимаемся по книге "Первые книги по чтению" https://www.labirint.ru/books/476917/
Тоже нравится и мне, и ему. Там как раз есть упражнения на узнавания слов. Ну и просто ему нравится как раз все то, за что книга получил плохие отзывы. Гробы, яд и все такое...
Счас пока отпустила, поэтому делаем каждый день, но помалу. Читаем из той книжки, на которую ссылку дала, 2 страницы и потом он мне читает сам, что хочет. Чаще всего это книги Русситы из 4 букв. получается минут 15 на все про все.
Почему такая проблема с расчиткой, не пойму. Вроде бы, неглупый. Безударные гласные, согласные звонкие на конце, звук и буквы - все это без проблем. Даже что-то, вроде, фонетического разбора устно тоже быстро делает и видно, что понимает, а просто почитать вслух - сложно. При этом, когда прочитал, то все понял, пересказать может,
на вопросы ответить может.
Попробуй пособие Г.Мисаренко, очень советую. Ты хотя и пишешь, что пособия не помогут, но, судя по описанию, какой-то этап все равно у вас не проработан, если на этапе синтеза предложения начинаются трудности. Это пособие служит как раз не обучению чтению, а улучшению техники чтения. Там есть очень хорошая вступительная статья, которая обьясняет, почему могут быть трудности и как заниматься. Единственное - там текстов маловато, но ты сможешь сама похожие составлять, если понадобится. У меня есть, кажется, одно лишнее (только оно сильно б/у, по нему уже трое занимались 😀), я поищу, если хочешь. Если найду - могу подарить. Если не найду, могу дать на время новое - в свое время купила новое для младшего сына. В соседнюю ветку напишу тебе попозже.
Я посмотрела немного это пособие в лабиринте. Меня несколько отпугнили столбики с большим количеством незнакомых моему сыну слов. Но в остальном понравилось. С удовольствием приму подарок. У нас все через пару дней все равно в очень бу состояние превращается.
(Жалко, не нашла скачать, но нашла два других пособия этого автора)
А у тебя дети все слова знали или как вы решали эту проблему? Это в группе пять я увидела много нового: сосняк, пигмей и т п
Мне еще кажется, что Мише тяжело именно из-за неузнавания слов. Если он не так прочитал от невнимательности (что является огромной проблемой), он не сразу понимает, надо просто еще раз прочитать или это слово, которое он не узнает или не знает, и надо спрашивать меня, что значит.
хорошо, я посмотрю в конце недели и напишу тебе в л/c, я пока не дома. Я занималась только со старшим сыном несколько лет назад. У него была трудность в том, что он очень долго "сидел" на этапе слогового чтения. То есть вроде бы все слова мог прочитать и ошибок не так много было, но перед длинными словами в предложениях он останавливался и вообще довольно быстро уставал, читая даже простой текст. Получалось, что несмотря на регулярное чтение каждый день по чуть-чуть, довольно долго дальнейшего прогресса не было. Распространенный совет "просто больше читать" ему не помогал - получалось, что через короткое время он читал уже через силу, уже не понимая, что читает и постоянно делая ошибки. Смысла в таком чтении мало, не говоря уже о мотивации. Вот здесь-то Мисаренко ему и помогла :-) Незнакомые слова в этом пособии даже и для моноязычного школьника есть, но это, на мой взгляд, даже хорошо - нужно уметь сходу прочитать незнакомое слово правильно. Конечно, если каждое второе незнакомое, будет трудно и мотивация пропадет. Ну, набери тогда сама в Ворде слова так, чтобы только каждое десятое было незнакомым. Или прямо в книжке маркером отметь, какие читать. И короткие тексты из них составь. Я для слов первой группы (состоящие только из слов с открытыми слогами) и только из слов первой и второй группы (закрытые слоги, заканчивающиеся на согласную ) тоже писала дополнительные тексты. А как только эти две группы проработали хорошо, дело очень быстро пошло. Для других групп мне уже не понадобилось ничего писать, и через какое-то время он начал читать свободно. Правда, устный русский у него на одном уровне с немецким. Тебе же придется тексты и книги более тщательно выбирать, чтобы в плане языка не так трудно было, но сейчас есть выбор, это решаемо!
То есть вроде бы все слова мог прочитать и ошибок не так много было, но перед длинными словами в предложениях он останавливался и вообще довольно быстро уставал, читая даже простой текст.
Мне кажется, очень похоже на нашу проблему. Я сама, наверное, ошиблась. Так обрадовалась, что вот читает же, что сразу сложный (для него) материал дала. С одной стороны, думала, и ему будет интересней что-то со смыслом читать. Ну а с другой, и мне самой надоели эти упражнения. И у нас тоже так, быстро устает. Больше 15 минут - смысла нет. Начинает все путать. Счас упражнения посложненее и тексты читаем утром, а вечером он мне сам, что захочет.
Надо попробовать вернуться к словам из трех слогов что ли.
Еще мне кажется, что очень заметно, что они в школе читать не учились. Умел бы по-немецки, по-русски бы тоже быстрее пошло. Счас вот по-немецки начал сам
худо-бедно. Хотя кроме букв ему никто ничего не показывал.
Ладно, не сдаемся и дрежим оборону. :))
да, вернуться! Только не к словам из трех слогов (слово "встревожить" тоже из трех слогов, слова сложной структуры тебе сейчас не нужны), а к словам, пусть даже из шести слогов, но где все слоги открытые (например, "ка-ра-ка-ти-ца"). И к текстам, которые состоят только их таких слов. И только когда они станут хорошо получаться, переходить к словам более сложной структуры. Вот как у Мисаренко: "Около норы лежала лисица". Кстати, в букваре Агеевой похожий принцип - на первом этапе никаких слов сложной структуры (хотя из пройденных букв их можно было бы составить), поэтому мне этот букварь очень нравится 👍
н.п.
Если кто не смущается качать с торрентов, то пособия Мисаренко можно скачать здесь:
https://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1077093
Это 3 книги в формате DjVu.
О, оказывается, и книга с текстами есть! 👍 Надо посмотреть, что Мисаренко в последние годы еще написала ☺️
А Вы тоже пользовались ее книгами?
Нет, к сожалению, мне пока не довелось попользоваться материалами Мисаренко и Войченко. Но мне всё у этих авторов очень нравится. Я узнала про их книги совсем-совсем недавно - искала для младшего ребёнка что-нибудь поинтереснее, чем Жукова, и вот на просторах интернета наткнулась на эти пособия. А потом почитала эту ветку тут в группе, увидела разговор про Мисаренко и поспешила поделиться ссылкой для скачивания.
Старший (7лет) учился читать по букварю Жуковой. В целом, чтением овладел сравнительно легко, но не знаю, то ли благодаря именно методике Жуковой, то ли просто сам тогда уже созрел и поэтому принцип чтения легко понял. Но лично я нахожу этот букварь несколько скучноватым, хотя методика у Жуковой безусловно рабочая.
Для младшей (5 лет) учительница в русской школе предложила использовать снова Жукову, а ещё параллельно и пособие Е. Бортниковой "Обучение грамоте".
https://www.labirint.ru/books/569028/
Тут, на мой взгляд, всё конечно немного поживее, чем у Жуковой. Моей дочке нравится брошюрка, процесс обучения по Жуковой + Бортниковой идёт в принципе нормально, но я хотела поискать ещё что-то. Наткнувшись на книги Мисаренко, немного жалею, что не знала про них раньше. Лично на мой вкус они действительно классные! Сейчас изучаю их сама, когда время позволяет, и прикидываю, какие элементы этой методики сОит всё же дать младшей как дополнительный материал.
Понятно, спасибо. Я только одну книгу держала в руках, она не для пятилеток, на мой взгляд. Она даже называется - Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе(!) Лет с 6,5-7 нормально. Для пятилеток там и тексты не очень подходящие, и шрифт мелковат. Но выборочно можно, конечно. Ну или свои тексты с опорой на имеющиеся написать. Я поэтому обрадовалась, когда увидела по Вашей ссылке еще и сборник текстов. Может, и для детей помладше уже что-то есть 😀
н.п. Список книг для первого чтения от Полины Сорель
https://russificatekids.com/spisok-knig-dlya-pervogo-chten...
н.п. Список книг для первого чтения от Полины Сорель
Кстати, в списке у Полины Сорель есть тетрадка "Невидимки", уже не помню когда и как она у нас появилась,
и сначала вызвала некоторое недоумение... А во время первого локдауна при разборе завалов случайно попалась на глаза и моя жена
стала давать её младшему сыну (6 лет). Он тогда как раз начинал читать и эта тетрадка оказалась уж очень кстати и хорошо у него пошла
т.к. молодой человек обожает рисовать.
Очень рекомендую всем посмотреть эту тетрадь. Но тут нужно смотреть на самого ребёнка. Наши старшие, в этом возрасте, были относительно равнодушны
к рисованию, но тогда они уже лучше читали чем он. Хотя он по качеству речи, полноте предложений, активному словарному запасу и произношению в русском
(да и частично в немецком) он на голову выше чем они в этом возрасте. (Хммм, написал а даже не знаю насколько я в этом объективен, может
просто, как все родители, выдаю желаемое за действительное...?)
Сейчас у младшего чтение идет с переменным успехом. Я имею в виду технику чтения вслух. То уже очень плавно то опять еле-еле и по слогам как у совсем начинающего.
Скорее всего сказывается общая усталость и нагрузка первоклашки в школе+продлёнка. А ещё, как нам кажется, что если книгу он выбрал сам и тест ему нравится то он его читает
лучше чем то что ему дают. Мы продолжаем с ним ( как и со старшими) совместно читать и просим прочитать его то там предложение то тут абзатц.
Но вот каждый раз у него выходит совершенно по-разному.
С русской учительницей помимо курса "Путешествие по времени" они постоянно отрабатывают технику чтения, она специально подыскивает ему небольшие тексты где расставлены ударения.
Думаю что со временем и общими усилиями решим и эту проблему.
Но что нас очень радует, что у него есть интерес к книгам. Он сам их с удовольствием берёт рассматривает и читает (во всяком случае что-то там бубнит себе под нос). Но у него есть одно преимущество
в виде любящих чтение старших брата и сестры.
Сейчас у младшего чтение идет с переменным успехом. Я имею в виду технику чтения вслух. То уже очень плавно то опять еле-еле и по слогам как у совсем начинающего.
О!, у моего тоже так. Но заметила, что от усталости не зависит. Сын может одно предложение прямо слёту прочитать - слитно, "гладко" как разговорная речь. На следующем предложениии вдруг застревает: начинает чуть ли не по буквам слова дробить, зависает на мягких знаках, недочитывает конец слова и додумывает его сам (конечно получается не так, как написано), ну и всё тому подобное. А третье предложение опять нормально читает. Для меня пока необъяснимо, почему так.
Ещё из последних наблюдений: во время чтения стали очень мешать картинки. Раньше они были только в помощь, когда ребёнок только начинал читать, когда к концу предложения из-за своего неслитного чтения терял смысл прочитанного. Теперь просто залипает на иллюстрациях: прочитает пару слов, прерывает чтение и ищет
подтверждение прочитанному на картинке. Не могу убедить хотя бы до точки дочитывать. Из-за этих прерываний на разглядывание иллюстраций конечно никакой слитности. Так что развороты совсем без картинок у нас читаются лучше, чем с картинками. Короче, дисциплина хромает.
Мы закончили букварь Агеевой (последние несколько страниц остались). Результатом довольна. Конечно, работы еще очень много впереди, но база заложена. Прописи (печатные буквы) тоже отличные. Но их мы начали позже (в пять лет сыну было рановато, поэтому тренировались просто в тетради, рисовала огромные клетки и он в них писал), сейчас только прошли первую часть прописей прошли. Но в этом даже плюс - прописи отсылают к букварю, соответственно надо еще что-то старое перечитать, повторить :-) Теперь буду потихоньку подбирать материал для первого чтения.
у нас как-то маловато движения в чтении - сама читать не хочет добровольно, и читает очень медленно. Когда прошу быстрее читать , начинает рыдать. Я поэтому тему отпустила пока и читаем, что задают - короткие слова или малюсенькие диалоги.
но купила тоже книжку после букваря, вот на каникулах снова будем регулярно каждый день как Азбуку читать.
но есть позитив - стала хотеть сама писать, пишет мне записки ;)))
Начали тренировать руку на написание приписных букв - в школе сказали сразу с них начинают учить.