Обучение чтению
Н.п. Тем, кто ищет списки книг для первого чтения: на сайте «Папмамбука» в разделе «Читает сам!» есть списки, разделённые на три уровня сложности ‒ в зависимости от величины шрифта, количества текста и сложности словаря. В этом разделе собраны также советы родителям начинающих читателей:
https://www.papmambook.ru/articles/4275/
н.п.
Теперь про чтение. Идет очень туго. Я даже не пойму почему. Кроткие слова без проблем. А предложение больше четырех слов - уже с трудом. Еще тут прочитала, что лучше бы за 9 месяцев научиться, так мы уже мучаем второй год.
если много слов в тексте, то начинает пропускать буквы и даже читать в разные стороны и строчки перепрыгивать. Например "кто тут?" может читать как "кот тут". И такого много.
Мне уже кажется, что никакие пособия нам ничего не дают. Единственное, что очень подстегнуло, это письма от гномика Гоши. Их сам читает или приходит за помощью, но сам очень мотивирован. И пишет ответы каждый день.
Еще счас занимаемся по книге "Первые книги по чтению" https://www.labirint.ru/books/476917/
Тоже нравится и мне, и ему. Там как раз есть упражнения на узнавания слов. Ну и просто ему нравится как раз все то, за что книга получил плохие отзывы. Гробы, яд и все такое...
Счас пока отпустила, поэтому делаем каждый день, но помалу. Читаем из той книжки, на которую ссылку дала, 2 страницы и потом он мне читает сам, что хочет. Чаще всего это книги Русситы из 4 букв. получается минут 15 на все про все.
Почему такая проблема с расчиткой, не пойму. Вроде бы, неглупый. Безударные гласные, согласные звонкие на конце, звук и буквы - все это без проблем. Даже что-то, вроде, фонетического разбора устно тоже быстро делает и видно, что понимает, а просто почитать вслух - сложно. При этом, когда прочитал, то все понял, пересказать может,
на вопросы ответить может.
Попробуй пособие Г.Мисаренко, очень советую. Ты хотя и пишешь, что пособия не помогут, но, судя по описанию, какой-то этап все равно у вас не проработан, если на этапе синтеза предложения начинаются трудности. Это пособие служит как раз не обучению чтению, а улучшению техники чтения. Там есть очень хорошая вступительная статья, которая обьясняет, почему могут быть трудности и как заниматься. Единственное - там текстов маловато, но ты сможешь сама похожие составлять, если понадобится. У меня есть, кажется, одно лишнее (только оно сильно б/у, по нему уже трое занимались 😀), я поищу, если хочешь. Если найду - могу подарить. Если не найду, могу дать на время новое - в свое время купила новое для младшего сына. В соседнюю ветку напишу тебе попозже.
Я посмотрела немного это пособие в лабиринте. Меня несколько отпугнили столбики с большим количеством незнакомых моему сыну слов. Но в остальном понравилось. С удовольствием приму подарок. У нас все через пару дней все равно в очень бу состояние превращается.
(Жалко, не нашла скачать, но нашла два других пособия этого автора)
А у тебя дети все слова знали или как вы решали эту проблему? Это в группе пять я увидела много нового: сосняк, пигмей и т п
Мне еще кажется, что Мише тяжело именно из-за неузнавания слов. Если он не так прочитал от невнимательности (что является огромной проблемой), он не сразу понимает, надо просто еще раз прочитать или это слово, которое он не узнает или не знает, и надо спрашивать меня, что значит.
хорошо, я посмотрю в конце недели и напишу тебе в л/c, я пока не дома. Я занималась только со старшим сыном несколько лет назад. У него была трудность в том, что он очень долго "сидел" на этапе слогового чтения. То есть вроде бы все слова мог прочитать и ошибок не так много было, но перед длинными словами в предложениях он останавливался и вообще довольно быстро уставал, читая даже простой текст. Получалось, что несмотря на регулярное чтение каждый день по чуть-чуть, довольно долго дальнейшего прогресса не было. Распространенный совет "просто больше читать" ему не помогал - получалось, что через короткое время он читал уже через силу, уже не понимая, что читает и постоянно делая ошибки. Смысла в таком чтении мало, не говоря уже о мотивации. Вот здесь-то Мисаренко ему и помогла :-) Незнакомые слова в этом пособии даже и для моноязычного школьника есть, но это, на мой взгляд, даже хорошо - нужно уметь сходу прочитать незнакомое слово правильно. Конечно, если каждое второе незнакомое, будет трудно и мотивация пропадет. Ну, набери тогда сама в Ворде слова так, чтобы только каждое десятое было незнакомым. Или прямо в книжке маркером отметь, какие читать. И короткие тексты из них составь. Я для слов первой группы (состоящие только из слов с открытыми слогами) и только из слов первой и второй группы (закрытые слоги, заканчивающиеся на согласную ) тоже писала дополнительные тексты. А как только эти две группы проработали хорошо, дело очень быстро пошло. Для других групп мне уже не понадобилось ничего писать, и через какое-то время он начал читать свободно. Правда, устный русский у него на одном уровне с немецким. Тебе же придется тексты и книги более тщательно выбирать, чтобы в плане языка не так трудно было, но сейчас есть выбор, это решаемо!
То есть вроде бы все слова мог прочитать и ошибок не так много было, но перед длинными словами в предложениях он останавливался и вообще довольно быстро уставал, читая даже простой текст.
Мне кажется, очень похоже на нашу проблему. Я сама, наверное, ошиблась. Так обрадовалась, что вот читает же, что сразу сложный (для него) материал дала. С одной стороны, думала, и ему будет интересней что-то со смыслом читать. Ну а с другой, и мне самой надоели эти упражнения. И у нас тоже так, быстро устает. Больше 15 минут - смысла нет. Начинает все путать. Счас упражнения посложненее и тексты читаем утром, а вечером он мне сам, что захочет.
Надо попробовать вернуться к словам из трех слогов что ли.
Еще мне кажется, что очень заметно, что они в школе читать не учились. Умел бы по-немецки, по-русски бы тоже быстрее пошло. Счас вот по-немецки начал сам
худо-бедно. Хотя кроме букв ему никто ничего не показывал.
Ладно, не сдаемся и дрежим оборону. :))
да, вернуться! Только не к словам из трех слогов (слово "встревожить" тоже из трех слогов, слова сложной структуры тебе сейчас не нужны), а к словам, пусть даже из шести слогов, но где все слоги открытые (например, "ка-ра-ка-ти-ца"). И к текстам, которые состоят только их таких слов. И только когда они станут хорошо получаться, переходить к словам более сложной структуры. Вот как у Мисаренко: "Около норы лежала лисица". Кстати, в букваре Агеевой похожий принцип - на первом этапе никаких слов сложной структуры (хотя из пройденных букв их можно было бы составить), поэтому мне этот букварь очень нравится 👍
н.п.
Если кто не смущается качать с торрентов, то пособия Мисаренко можно скачать здесь:
https://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1077093
Это 3 книги в формате DjVu.
О, оказывается, и книга с текстами есть! 👍 Надо посмотреть, что Мисаренко в последние годы еще написала ☺️
А Вы тоже пользовались ее книгами?
Нет, к сожалению, мне пока не довелось попользоваться материалами Мисаренко и Войченко. Но мне всё у этих авторов очень нравится. Я узнала про их книги совсем-совсем недавно - искала для младшего ребёнка что-нибудь поинтереснее, чем Жукова, и вот на просторах интернета наткнулась на эти пособия. А потом почитала эту ветку тут в группе, увидела разговор про Мисаренко и поспешила поделиться ссылкой для скачивания.
Старший (7лет) учился читать по букварю Жуковой. В целом, чтением овладел сравнительно легко, но не знаю, то ли благодаря именно методике Жуковой, то ли просто сам тогда уже созрел и поэтому принцип чтения легко понял. Но лично я нахожу этот букварь несколько скучноватым, хотя методика у Жуковой безусловно рабочая.
Для младшей (5 лет) учительница в русской школе предложила использовать снова Жукову, а ещё параллельно и пособие Е. Бортниковой "Обучение грамоте".
https://www.labirint.ru/books/569028/
Тут, на мой взгляд, всё конечно немного поживее, чем у Жуковой. Моей дочке нравится брошюрка, процесс обучения по Жуковой + Бортниковой идёт в принципе нормально, но я хотела поискать ещё что-то. Наткнувшись на книги Мисаренко, немного жалею, что не знала про них раньше. Лично на мой вкус они действительно классные! Сейчас изучаю их сама, когда время позволяет, и прикидываю, какие элементы этой методики сОит всё же дать младшей как дополнительный материал.
Понятно, спасибо. Я только одну книгу держала в руках, она не для пятилеток, на мой взгляд. Она даже называется - Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе(!) Лет с 6,5-7 нормально. Для пятилеток там и тексты не очень подходящие, и шрифт мелковат. Но выборочно можно, конечно. Ну или свои тексты с опорой на имеющиеся написать. Я поэтому обрадовалась, когда увидела по Вашей ссылке еще и сборник текстов. Может, и для детей помладше уже что-то есть 😀
н.п. Список книг для первого чтения от Полины Сорель
https://russificatekids.com/spisok-knig-dlya-pervogo-chten...
н.п. Список книг для первого чтения от Полины Сорель
Кстати, в списке у Полины Сорель есть тетрадка "Невидимки", уже не помню когда и как она у нас появилась,
и сначала вызвала некоторое недоумение... А во время первого локдауна при разборе завалов случайно попалась на глаза и моя жена
стала давать её младшему сыну (6 лет). Он тогда как раз начинал читать и эта тетрадка оказалась уж очень кстати и хорошо у него пошла
т.к. молодой человек обожает рисовать.
Очень рекомендую всем посмотреть эту тетрадь. Но тут нужно смотреть на самого ребёнка. Наши старшие, в этом возрасте, были относительно равнодушны
к рисованию, но тогда они уже лучше читали чем он. Хотя он по качеству речи, полноте предложений, активному словарному запасу и произношению в русском
(да и частично в немецком) он на голову выше чем они в этом возрасте. (Хммм, написал а даже не знаю насколько я в этом объективен, может
просто, как все родители, выдаю желаемое за действительное...?)
Сейчас у младшего чтение идет с переменным успехом. Я имею в виду технику чтения вслух. То уже очень плавно то опять еле-еле и по слогам как у совсем начинающего.
Скорее всего сказывается общая усталость и нагрузка первоклашки в школе+продлёнка. А ещё, как нам кажется, что если книгу он выбрал сам и тест ему нравится то он его читает
лучше чем то что ему дают. Мы продолжаем с ним ( как и со старшими) совместно читать и просим прочитать его то там предложение то тут абзатц.
Но вот каждый раз у него выходит совершенно по-разному.
С русской учительницей помимо курса "Путешествие по времени" они постоянно отрабатывают технику чтения, она специально подыскивает ему небольшие тексты где расставлены ударения.
Думаю что со временем и общими усилиями решим и эту проблему.
Но что нас очень радует, что у него есть интерес к книгам. Он сам их с удовольствием берёт рассматривает и читает (во всяком случае что-то там бубнит себе под нос). Но у него есть одно преимущество
в виде любящих чтение старших брата и сестры.
Сейчас у младшего чтение идет с переменным успехом. Я имею в виду технику чтения вслух. То уже очень плавно то опять еле-еле и по слогам как у совсем начинающего.
О!, у моего тоже так. Но заметила, что от усталости не зависит. Сын может одно предложение прямо слёту прочитать - слитно, "гладко" как разговорная речь. На следующем предложениии вдруг застревает: начинает чуть ли не по буквам слова дробить, зависает на мягких знаках, недочитывает конец слова и додумывает его сам (конечно получается не так, как написано), ну и всё тому подобное. А третье предложение опять нормально читает. Для меня пока необъяснимо, почему так.
Ещё из последних наблюдений: во время чтения стали очень мешать картинки. Раньше они были только в помощь, когда ребёнок только начинал читать, когда к концу предложения из-за своего неслитного чтения терял смысл прочитанного. Теперь просто залипает на иллюстрациях: прочитает пару слов, прерывает чтение и ищет
подтверждение прочитанному на картинке. Не могу убедить хотя бы до точки дочитывать. Из-за этих прерываний на разглядывание иллюстраций конечно никакой слитности. Так что развороты совсем без картинок у нас читаются лучше, чем с картинками. Короче, дисциплина хромает.
Мы закончили букварь Агеевой (последние несколько страниц остались). Результатом довольна. Конечно, работы еще очень много впереди, но база заложена. Прописи (печатные буквы) тоже отличные. Но их мы начали позже (в пять лет сыну было рановато, поэтому тренировались просто в тетради, рисовала огромные клетки и он в них писал), сейчас только прошли первую часть прописей прошли. Но в этом даже плюс - прописи отсылают к букварю, соответственно надо еще что-то старое перечитать, повторить :-) Теперь буду потихоньку подбирать материал для первого чтения.
у нас как-то маловато движения в чтении - сама читать не хочет добровольно, и читает очень медленно. Когда прошу быстрее читать , начинает рыдать. Я поэтому тему отпустила пока и читаем, что задают - короткие слова или малюсенькие диалоги.
но купила тоже книжку после букваря, вот на каникулах снова будем регулярно каждый день как Азбуку читать.
но есть позитив - стала хотеть сама писать, пишет мне записки ;)))
Начали тренировать руку на написание приписных букв - в школе сказали сразу с них начинают учить.