русский

Великий пост 2

4058  1 2 alle
НАТАШУЛЬКА коренной житель26.02.23 21:24
НАТАШУЛЬКА
NEW 26.02.23 21:24 
Zuletzt geändert 26.02.23 21:27 (НАТАШУЛЬКА)


10 ПРАВИЛ ВЕЛИКОГО ПОСТА.


Чтобы провести Великий пост с Господом, а не превратить его в полтора месяца тяжелой и бессмысленной диеты, следует придерживаться нескольких важных правил.

1. ВСЕГДА РАДУЙТЕСЬ! «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес.5:16-18), — мудрый совет апостола как никогда актуален в великопостные дни.

Велик соблазн впасть в уныние: «Как же я проживу без вкусной еды! Теперь никаких развлечений! Какие долгие службы!» — тогда как причин для уныния нет. Долгие службы — это и высокие образцы средневековой духовной поэзии, и философские размышления о месте человека в вечности, и ощущение единства с другими молящимися, и общение с Самим Богом. Не реже, а то и чаще, встречается обратная сторона великопостного уныния: «Я не могу поститься по уставу. Я пропускаю службы. Я отвлекаюсь на мирскую суету». Банально, но от того не менее справедливо: помните, что Богу нужны не желудок и ноги, а сердце, Он видит в душе человеческой искреннее стремление послужить Ему, видит и немощи.Вот это постоянное памятование о Боге — и будет нашей непрестанной радостью о Нем.

2. НЕПРЕСТАННО МОЛИТЕСЬ!
Молитве стоит уделить чуть больше времени, чем получается обычно. Больше внимания на службах — иногда стоит взять с собой книгу с текстами богослужения. Тщательнее исполнять молитвенное правило — выйти из-за компьютера на полчаса раньше и прочитать вечерние молитвы. Прибавить молитву преподобного Ефрема Сирина. В дороге послушать или почитать Псалтирь. С многочисленными великопостными искушениями полезно бороться молитвой: на раздражение, гнев, уныние самому себе отвечать краткой молитвой Иисусовой.

3. ХРАМОВАЯ МОЛИТВА.
Домашние заботы, дорога в час пик, шум на работе — даже если мы смогли организовать свою жизнь так, чтобы есть только разрешенную пищу, читать молитвенное правило целиком и молиться в течение дня, от всей этой суеты мы страшно устаем. И здесь нам на помощь приходит храм. В монастырях и во многих приходских храмах в больших городах Великим постом богослужения совершаются каждый день утром и вечером. Стоит перед или после работы зайти хотя бы на часть службы — это настраивает на совершенно отличный от окружающей действительности лад.
Есть богослужения, ради которых не грех и отпроситься с работы пораньше. Таковы — Великий канон Андрея Критского в первые четыре дня Великого поста, Мариино Стояние вечером в среду пятой седмицы, акафист Божией Матери вечером в пятницу, службы Страстной седмицы… Хотя бы один раз в течение поста хорошо посетить Литургию Преждеосвященных Даров — между прочим, в некоторых храмах ее иногда совершают по вечерам (например, в Сретенском монастыре несколько раз за пост Преждеосвященная начинается в 18.00).

4. «ПОКАЯНИЯ ОТВЕРЗИ МИ ДВЕРИ,ЖИЗНОДАВЧЕ!»
Великий пост состоит из двух частей: Четыредесятницы и Страстной седмицы. Первая — время покаяния, вторая — время очищения, подготовки к Пасхе. Не зря Церковь дважды за Четыредесятницу предлагает нам чтение канона Андрея Критского. Не зря каждую великопостную субботу за Всенощным бдением мы слышим песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Не зря за три недели до поста Церковь призывает к покаянию: притчей о мытаре и фарисее, притчей о блудном сыне, напоминанием о Страшном суде и изгнании Адама из рая. Именно для покаяния нам и нужно время Четыредесятницы. Если не собираешься каяться, не стоит начинать и поститься — напрасная трата здоровья.

5. СЛЕДИ ЗА ЗДОРОВЬЕМ!
Если во время поста возникают проблемы с самочувствием, степень воздержания следует оговорить с духовником. Ни о каком самочинном посте по уставу или даже близко к уставу не может идти и речи, если имеются болезни, связанные с желудком или обменом веществ. В современных условиях даже монастыри в редких случаях постятся с сухоядением — не осудит Господь и работающего человека, не блещущего здоровьем. (Стоит вспомнить, что Великим постом в храмах совершается таинство Соборования — помазание специально освященным маслом с молитвой об исцелении болящих.) Не приблизит к Богу язва желудка, а может и существенно отдалить — крайне тонка грань между искренним стремлением к послушанию церковному уставу, не щадя живота своего, и гордостью за свое усердие.

6. СМОТРИ К СЕБЕ В ТАРЕЛКУ!
«Пощусь — тщеславлюсь, и не пощусь — тщеславлюсь», — скорбит преподобный Иоанн Лествичник в своей «Лествице».
«Тщеславие пощением» опасно своей очевидностью и рука об руку идут с осуждением. Брат вкушает рыбу на первой седмице Великого поста, тогда как ты сидишь на хлебе и воде? Не твое дело. Пьет молоко, а ты даже сахар в чай не кладешь? Ты не знаешь особенностей работы его организма (кстати, в семинариях часто студентам дают молочные продукты). Съел сосиску и на следующий день пошел причащаться, тогда как ты начал евхаристический пост еще до Всенощного бдения? Это дело его и допустившего его к таинству священника.

«Тщеславие непощением» — более тонкая страсть. В наше время существует такой персонаж, как мытарь, гордящийся тем, что он не фарисей. И тут уже возникает другая тенденция: он не ест растительного масла — а зато я дома кладу сто земных поклонов перед сном! Он не употребляет никакого алкоголя — а зато я каюсь каждые выходные! Поэтому хочется повторить призыв воспитателей в детском саду: «Смотри к себе в тарелку!»

7. НЕ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ ЖИВ ЧЕЛОВЕК.
Старайтесь меньше рассуждать о еде. Как бы ни набила оскомину эта простейшая истина, Великий пост только в наименьшей степени — изменение режима питания. Вегетарианцы никогда животной пищи не едят — к Богу их это ни приближает, ни удаляет, в точности в соответствии со словами апостола. Продолжение известной цитаты: «но всяким словом Божиим», — идеально подходит к великопостному периоду, когда чтению Библии — слова Божьего — уделяется особенное внимание. За Великий пост принято прочитывать целиком Евангелие. Также в этот период в храмах ежедневно читается Ветхий завет. Небесполезно будет почитать Святых Отцов — «Лествицу», Избранное Добротолюбие, толкования на Евангелие…

8. СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО.
Сосредоточение на собственном духовном состоянии не должно превращаться в равнодушие к окружающим. Пост должен идти на пользу воспитанию в себе обеих добродетелей: любовь к Богу и любовь к ближним.Святитель Иоанн Златоуст призывал тратить сэкономленные на постной трапезе средства на помощь бедным. Несколько дней пообедав в столовой гарниром без котлеты, можно купить перчатки мерзнущему нищему или развивающую игру в детский дом. Совсем не обязательно во время поста прерывать общение с людьми, которым оно может пригодиться, — беременной подругой, болеющей соседкой, одиноким родственником. Беседа с ними за чашкой чая — это не развлечение, а помощь ближнему.

9. ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ БЕЗ ЧЕЛОВЕКОУГОДИЯ.
Доброе отношение к ближним иногда оборачивается к нам самой неприятной стороной: человекоугодием. На самом деле, никакого доброго отношения здесь, как правило, нет — есть собственная слабохарактерность и зависимость от чужого мнения. Именно Великим постом эта страсть обостряется. «Давай встретимся в пятницу после работы в кафе!» — предлагает подруга, и вот ты уже вместе с ней заказываешь пирожное — нельзя же обижать! «Приходи в гости в субботу вечером!» — зовут соседи, и ты пропускаешь службу, вместо того чтобы извиниться и перенести встречу на более позднее время или воскресенье. «Съешь кусочек курицы, а то я обижусь!» — откровенно капризничает родственница, и тут можно даже почтением к старшим прикрыться, только это будет лукавство: нежелание идти на конфликт далеко не всегда связано с любовью к ближнему.

Чтобы освободиться от греха человекоугодия, можно вспомнить совет, данный старцем Паисием Святогорцем: мы должны скрывать наши личные посты, чтобы не поститься напоказ, но пост общецерковный — это стояние в вере. Мы должны не только сами уважать ближних, но и стремиться, чтобы нас и нашу веру уважали. Чаще всего люди понимают вежливые объяснения и входят в положение. А еще чаще оказывается, что наши мудреные толкования — надуманы. Подругу в кофейне совсем не смущает наша пустая чашечка эспрессо, соседи будут рады встрече и после службы, а родственница с удовольствием угостит постящегося гостя картошкой с грибами.

10. ИДТИ ЗА ХРИСТОМ.
Наконец, самое главное правило Великого поста — помнить, ради чего существует этот период. Великий пост — время сосредоточенного ожидания Светлого Христова Воскресения. Ожидания деятельного: вместе с Господом мы попытаемся пройти сорок дней поста, вместе с Господом подойдем к гробнице Лазаря, вместе с Господом войдем во Иерусалим, будем слушать Его в Храме, причастимся вместе с Апостолами на Его Тайной Вечере, пройдем за Ним Крестным путем, с Божией Матерью и любимым Христовым апостолом Иоанном будем скорбеть на Голгофе…

Наконец, вместе с мироносицами мы придем к открытому Гробу и вновь, и вновь переживем радость: Его здесь нет. Христос Воскресе!

#1 
НАТАШУЛЬКА коренной житель27.02.23 05:59
НАТАШУЛЬКА
NEW 27.02.23 05:59 
in Antwort НАТАШУЛЬКА 26.02.23 21:24


Полезное напутствие на Великий пост

#2 
НАТАШУЛЬКА коренной житель27.02.23 06:03
НАТАШУЛЬКА
NEW 27.02.23 06:03 
in Antwort НАТАШУЛЬКА 27.02.23 05:59

НАЧАЛО ВЕЛИКОГО ПОСТА


Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Сегодня, начиная подвиг Великого поста, начнем же, други наши, решать два главнейших духовных урока: не судить и не соблазнять! А чтобы нам укорениться в спасительном блаженном неосуждении, положить начало этому подвигу с первых же великопостных дней, надо нам учиться видеть, судить и осуждать только самого себя – того единственного человека, которого мы знаем подлинно, всесторонне и глубоко. Вот где суд без милости будет во спасение.

И этот наш суд над собой исторгнет из сердца нашего живой спасительный вопль, достигающий неба: «Господи! Помилуй мя Боже, милостив буди мне грешному!» И начнется чудо нашего спасения. Миром, тишиной и любовью утешит Господь наши покаянные души и сердца.

«Днесь весна душам!» Святой Великий пост. Им да прозябнет семя нашего покаяния и молитвы и даст спасительный плод воскрешения душ в Боге.

Чадо Божие!

«Да постится ум твой от суетных помышлений;
да постится воля твоя от злого хотения;
да постятся очи твои от худого видения;
да постятся уши твои от скверных песней и шептаний клеветнических;

да постится язык твой от клеветы, осуждения, лжи, лести и сквернословия;
да постятся руки твои от биения и хищения чужого добра;
да постятся ноги твои от хождения на злое дело».

Вот это и есть христианский пост, которого ждет от нас Господь.

Войдем же, други наши, в Великий пост, встанем на поприще его подвигов – покаяния, воздержания и смирения – и утвердимся в них, чтобы, получив прощение, встретить Воскресение Христово, Святую Пасху – райское сияние на земле.

ПОРТАЛ ПРАВОСЛАВИЕ.РУ:
https://pravoslavie.ru/34088.html

#3 
НАТАШУЛЬКА коренной житель01.03.23 21:11
НАТАШУЛЬКА
NEW 01.03.23 21:11 
in Antwort НАТАШУЛЬКА 26.02.23 21:24


Храм Христа Спасителя.


Покаянный канон Андрея Критского.

#4 
НАТАШУЛЬКА коренной житель02.03.23 20:16
НАТАШУЛЬКА
NEW 02.03.23 20:16 
in Antwort НАТАШУЛЬКА 26.02.23 21:24

Сегодня, 2 марта - память святого преподобного старца Варнавы Гефсиманского (Меркулова)


КАК УЧИЛ МОЛИТЬСЯ СВЯТОЙ СТАРЕЦ ВАРНАВА ГЕФСИМАНСКИЙ.


Восстав по утру, первое дело – сотворите молитву. Без молитвы никуда не выходите, хотя бы в коридор за водой. Занимаетесь ли рукоделием или ходите, имейте непрестанно в устах молитву, говорите: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешную; Матерь Божия, Заступница наша, милостива буди мне недостойной; Ангеле Божий, хранителю мой добрый, не отступайся от меня».


Дело в руках – молитва в устах, в уме, в сердце. Можно молиться и разговаривая с другими, только бы разговоры были не праздные: имя Божие, с благоговением произносимое – та же молитва. Скорбь ли какая придёт, не ропщите, не жалуйтесь: пади пред Господом и со слезами помолись, скажи: «Господи, я достойно стражду». Не говорите и не думайте, что в смущении не можете молиться, а лучше скажите сами себе: «Мне велено молиться, хоть и не хочется», – и молитесь, чрез это успокоитесь и утешитесь. Сему подобным образом и можно молиться непрестанно.


Самое первое, о чём мы должны молиться, это Господи, научи меня молитися . Молитвы наши только тогда бывают приятны Господу и благоплодны для нас, когда мы просим действительно нужного и полезного душе нашей, а этого нужного и полезного мы часто не знаем, потому-то и следует прежде всего просить Господа: Научи ны молиться. Спаситель, научая нас молитве, говорит: Егда молишися, вниди в клеть твою и, затворив двери твоя, помолися Отцу твоему . Клеть есть сердце наше; если хотим достойно молиться, мы должны изгнать из него все внешние посторонние попечения и все чувства свои устремить горе ко Господу.


Истинно сердечная молитва всегда бывает смиренна, она единственно только на милость и благость Божию уповает, а никаким своим заслугам цены не даёт да и не находит их в себе. Она детски проста, доверчива и дерзновенна, как вопль почтительных детей к любимому отцу.


«Батюшка, помилуй! Родимый, Кормилец, помилуй!» – молился святитель Тихон Задонский со слёзным умилением. Вот она истинно сердечная-то молитва. Здесь всё: и сознание своей немощи, и недерзновенное упование на всесильную помощь Божию, и истинная любовь ко Господу, и полная, живая и крепкая вера в милость Его.


Вот таких-то свойств и должны мы достигать в нашей молитве. Это нелегко. Это особый дар благодати Божией. Недаром говорится в молитве: «Господи, даждь нам слёзы умиления»; потому прежде всего и должны мы просить: Господи, научи ны молиться .

#5 
НАТАШУЛЬКА коренной житель02.03.23 20:39
НАТАШУЛЬКА
NEW 02.03.23 20:39 
in Antwort НАТАШУЛЬКА 27.02.23 05:59

СМЕРТЬ ДУХОВНАЯ

Смерть духовная состоит:

в удалении от жизни Божией. Еф. 4, 18.

в плотском помышлении. Рим. 8, 6.

в послушанию закону греховному. Рим. 6:16, 7:5, 8:2.

в жизни во грехе. Еф. 2, 1–5. Кол. 2, 13.

в жизни в сластолюбии. 1Тим. 5, 6.

в духовном неведении. Пс. 106, 10. Ис. 9, 1. Мф. 4, 16. Лк. 1, 79. Еф. 4, 18.

в неверии. Иоан. 6:53, 1Иоан. 5, 12.

в лицемерии. Иуд. 1, 12. Откр. 3, 1.

Смерть духовная есть следствие падения. Рим. 5, 15.

Смерть духовная есть естественное состояние человека. Мф. 8, 22. Лк. 9, 60. Иоан. 5, 25. Еф. 2, 1–3. Рим. 6, 13.

плоды духовной смерти суть дела мертвыя. Евр. 6:1, 9:11.

Бог избавляет от духовной смерти. Пс. 106, 14. Еф. 2, 5.

Христос избавляет от духовной смерти. Иоан. 5:24, 25. Еф. 5, 14. Кол. 2, 13; 1Иоан. 5, 12.

верующие воскрешены от духовной смерти чрез веру. Иоан. 5, 24. Рим. 6, 13.

братская любовь есть доказательство избавления от духовной смерти. 1Иоан. 3, 14.

молитесь, чтобы избавиться от духовной смерти. Пс. 12, 4.

пробудитесь от духовной смерти. Еф. 5, 14.

Смерть духовная представленная в образах: Сухия кости. Иез. 37, 1–10. Блудный сын. Лк. 15, 24.

#6 
НАТАШУЛЬКА коренной житель04.03.23 18:23
НАТАШУЛЬКА
NEW 04.03.23 18:23 
in Antwort НАТАШУЛЬКА 27.02.23 05:59


Братский хор Свято-Елисаветинского монастыря.

#7 
НАТАШУЛЬКА коренной житель04.03.23 21:06
НАТАШУЛЬКА
NEW 04.03.23 21:06 
in Antwort НАТАШУЛЬКА 27.02.23 06:03


Следует есть по аппетиту, но не пресыщаться. Думай: потом доем, вскоре, — и отложи. Для души еда вкусная и многая — бесполезна. Здоровье она портит, тело тяготит.

Преподобный Симеон (Желнин)


***

Если борют страсти — в пище воздержись, а если ослабевает тело — пищей подкрепись.

Преподобный Симеон (Желнин)


***

Надо приучить себя как можно меньше кушать, но это с рассуждением, насколько позволяет твоя работа. Мера воздержания должна быть такова, чтобы после обеда хотелось молиться.

Преподобный Силуан Афонский


***


Люби голод и жажду [предпринимаемые] ради Христа. Насколько усмиряешь тело, настолько благодетельствуешь душе. Ведь [Бог,] Воздающий по делам, словам и помышлениям, воздаст добром даже и за то малое, что мы с радостью претерпим ради Него.

Святитель Геннадий Константинопольский


***

Преподобного Паисия Святогорца спросили:

– Геронда, отчего некоторые люди, физически слабые и болезненные, хорошо переносят пост?

– Секрет в смиренном и любочестном подвиге, который сопровождается молитвой и приобщением Пречистых Таин. Они питают душу, питают и тело. Когда мы причащаемся, то принимаем самое действенное лекарство, Тело и Кровь Христовы.


***


Кто разумно постится, тот не думает, что он совершает добродетель, и не хочет, чтобы его хвалили как постника, но думает, что чрез воздержание приобретет целомудрие, а посредством сего придет в смирение, как говорят Отцы: путь к смирению суть труды телесные, совершаемые разумно.

Преподобный авва Дорофей


***

Мы ежедневно нуждаемся в пище, но не должны вкушать ее с услаждением. Когда мы принимаем ее, благодаря Бога, который дал ее, и осуждая себя, как недостойных, то Бог делает, что она служит нам в освящение и благословение.

Преподобный авва Дорофей

Пост – это есть одно из орудий для достижения смирения. А если пост является поводом для гордости, то этот пост вреден.

Протоиерей Димитрий Смирнов

#8 
НАТАШУЛЬКА коренной житель06.03.23 20:13
НАТАШУЛЬКА
NEW 06.03.23 20:13 
in Antwort НАТАШУЛЬКА 26.02.23 21:24

КАК ПОСТИТЬСЯ С РАДОСТЬЮ?


Как сделать так, чтобы пост принес радость, а не вред? Пост будет в радость, если мы будем помнить, что пост — это инструмент, а не самоцель. У одного древнего святого отца есть такой удивительный образ. Он говорит, что, когда богатый покупатель приходит на рынок, ни один продавец не хвастается перед ним тем, какие у него красивые удобные острые инструменты: он пытается продать ему какой-то результат своих трудов, какой-то продукт, что-то им сделанное. Вот точно так же и Господу неинтересно, какой у нас пост, если нет результата.

Результат поста — как ослабление телесного в человеке — это возрастание духовное, безусловно. Это расширенное, намоленное, милостивое сердце. Господь нам сказал: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством». Тело отягчается объедением: мы все это знаем, и половина мира с этим борется. А вот, оказывается, и сердце может быть этим отягчено. И для того, чтобы сердце было чуткое к Богу, оно должно быть чутким к другому человеку.

Поэтому радость от поста будет тогда, когда мы не сконцентрируемся на инструменте, а поставим цель. Вот у меня есть близкие. Вот целый год я их мучаю, да? Как в той самой песне: «Отчего да почему да по какому случаю одного себя люблю, всех вокруг я мучаю?» И давайте хотя бы Великим постом сделаем так, чтобы им было радостно. Чтобы они вставали с утра — мама, папа, брат, сестра, дочка, сын, — и чувствовали, что ты постишься, всем служишь и находишь в этом радость. А ты найдешь в этом радость, потому что служение приносит ее: «Блаженнее давать, нежели принимать». Блаженство — это счастье перед очами Божиими.

Мой посуду, полы, отправь усталую жену поспать, а сам приготовь ужин. Не кричи ни на кого. Если у тебя поднимается раздражение, отойди — да хоть в ванную запрись, почитай молитву, пока не успокоишься. Расскажи ребенку сказку, почитай с ним жития святых или Евангелие, свози его куда-нибудь. Сделай так, чтобы всем было радостно. Вот это и будет твое служение близким. И к концу поста этот отблеск блаженства за то, что ты отдавал, обязательно будет в твоей душе.

протоиерей Федор Бородин

#9 
НАТАШУЛЬКА коренной житель21.03.23 21:25
НАТАШУЛЬКА
21.03.23 21:25 
in Antwort НАТАШУЛЬКА 26.02.23 21:24

Мысли о страданиях Христовых


1. Помяни Христа в вертепе и в темнице – и тебя не будет прельщать великолепно украшенный дом.
2. Помяни Христа, обнаженного и облекаемого в одежду поругания – и для тебя не желательна будет изящная одежда.
3. Помяни оцет и желчь, вкушаемые Христом: и ты не взалчешь роскошного пиршества.
4. Помяни Христа, пролившего Свою кровь и за тех, которые проливали ее; помяни Его, возносившего с креста молитву и за тех, которые вознесли Его на крест: и ты не станешь думать о мщении врагам своим, но великодушно простишь им.



Святитель Филарет, митрополит Московский

#10 
НАТАШУЛЬКА коренной житель13.04.23 22:26
НАТАШУЛЬКА
NEW 13.04.23 22:26 
in Antwort НАТАШУЛЬКА 27.02.23 05:59

14 АПРЕЛЯ — СТРАСТНАЯ ПЯТНИЦА


Страшные празднества совершаются эти три дня в Церкви. В среду сердце наше было полно скорби и негодования на измену Иуды, предавшего за деньги совесть, Христа, Бога. Сердце наше и наша совесть были колеблемы смущением… А мы не способны ли дать коварное лобзание? Приходят на память случаи, когда поцелуй и вероломная речь продавали и дружбу, и святую любовь!..

В четверг, мы поклонялись пречистым страстям Христовым. Слушая эти Страсти, мы слышали голос человеческих страстей. Слышали мы о ленивых учениках, не решавшихся пожертвовать часом бодрствования для Того, Кто им был в Отца и Учителя. Видели злобных начальников, слышали о лицемерных фарисеях, слышали неправедный приговор суда, слышали про лицеприятного Пилата, слышали про клики грубой толпы, готовой покарать праведника с мыслью, что она совершает доброе дело, исполняет некоторый подвиг… При слушании об этих неправдах опыт и сердце и совесть смущались. Невольно память вызывала в прошедшем много, много случаев, когда и мы бывали, говоря языком правды, палачами там, где около нас стояли малосильные, доверчивые, безвинные жертвы.

Благо и честь человеку, который не был так или иначе тираном. Обозрим постоянные явления обыденной нашей жизни. Вот слезы, пролитые в тиши домов от обидчика-мужа, от нетерпеливой и лукавой жены, от грубого, непослушного сына, от непослушной и своенравной дочери, от обманчивого друга,- разве это не безвинная мука? А эти вздохи, конфузливая, униженная робость и страх людей маленьких, людей нуждающихся и обременных – разве это не следствие диких человеческих страстей?

Вчера при таких размышлениях становилось грустно: зачем это все было? Зачем были мы жестоки и за что к нам были нежалостливы?.. Настает сегодня. Сегодня самый печальный день. Сегодня самые страсти замолкли. Сегодня вся Церковь плачет и не хочет даже дать верующим литургию. Она предъявляет сегодня верующим только гроб и крест.

Стань, человек, над плащаницей и крестом! Скажи, что ты видишь, и, если ты в состоянии отчетливо отвечать, скажи, что ты чувствуешь?

Посмотри на своего Спасителя! Посмотри, вот жертва человеческих страстей. В угодность им вами она умучена! Но посмотри! Вид жертвы трогателен… Сам Пилат, сам палач не мог при взгляде на Божественного Страдальца сказать другого слова: Се, человек! Что же нам, братья, делать? Покаяться! – говорит нам Евангелие, лежащее теперь на плащанице, как завещание умершего Господа всем нам, оставшимся в живых.

Примириться с Богом – говорит то же завещание. Всякий, кто грешен, следовательно, всякий, кто человек,- примиритесь с Богом!

Перестаньте раздражать вашими грехами Всемогущего и Всеблагого. Перестаньте утомлять Его милосердие своим ожесточением, да не подвергнетесь тому, что будете плакать и умолять, но никто не услышит вас!

Примиритесь с Богом! Да падет каждый из нас пред этим гробом и принесет исповедание слезное во всем том, чем он осквернил в себе душевную чистоту, чем нанес вольные и невольные удары своему Учителю и Спасителю… Только тогда и только тогда наше лобзание плащаницы будет чистое, а иначе оно будет лобзанием вероломного врага.

Врачу души! К Тебе повергаем свои болезнующие души: исцели нас, вздыхающих у подножия Креста Твоего. Тебе приносим свое сердце, в котором – увы! – житейская злоба уже разбила лучшие верования, лучшие упования. Мы стали неспособны понимать всю прелесть восторга: все туман и страсти в нас, во всем болезнь и раны неисцельные. Исцели нас, бедных христиан. Обнови, воскреси Своей чудной благодатью разбитое сердце…

Покланяемся страстем Твоим, Христе!

Покланяемся страстем Твоим, Христе!

Покланяемся страстем Твоим, Христе!

Покажи нам и славное Твое воскресение…

Аминь.

Протоиерей Валентин Амфитеатров.

#11 
НАТАШУЛЬКА коренной житель16.03.24 21:29
НАТАШУЛЬКА
NEW 16.03.24 21:29 
in Antwort НАТАШУЛЬКА 27.02.23 05:59

☦О ПРОЩЕНИИ. Как просить прощения и как простить самому?
На слова «Прости меня» православные христиане искренне и от всего сердца отвечают «Бог простит и я прощаю», свидетельствуя, что и Господь простил причиненную обиду, и человек зла не держит.

Когда человек просит прощения, он просит не суда, не того, чтобы полностью разобрать ситуацию, а признает, что принес боль и сожалеет об этом. И другой, прощая, понимает, что долги могут и остаться, но он тоже не судит. Слова «Бог простит» значат, что и я грешник, я тебе не судья. В этом суть христианского прощения.

Прежде всего мы просим прощения у тех, против кого мы согрешили, кого огорчили, с кем у нас недомолвки, сложности и проблемы в отношениях. Затем мы должны просить прощения и у всех вообще людей — как наших братьев и сестер — за то, что мы плохие христиане. Ведь мы все — члены единого Тела Христова. Болеет ли один член, плохо всему телу — это одна из ключевых мыслей Писания. Адам и Ева согрешили — мучается все человечество. Я согрешил — мучается мой брат.

Кроме того, нужно просить прощения у людей за то, что мы их не любим по-настоящему. Мы призваны любить каждого человека, а вместо этого мы с ним «чуточку общаемся», потому что он нам не интересен. Нам интересна только собственная персона и те люди, которые в данный момент нам нужны. Вот грех против людей — в Прощеное воскресенье это полезно почувствовать. Такое определение не означает, что нужно падать в ноги всем подряд. Но нужно постараться этот момент — отсутствие в себе любви — прочувствовать и искренне раскаяться.

Простить может любой человек. И если человек говорит «я не могу простить», скорее всего подразумевается, что он не способен забыть причиненную ему боль. Но простить — это вовсе не значит забыть боль. Прощение и не подразумевает автоматического и моментального ее исчезновения. Оно означает другое: «Я не держу на причинившего мне эту боль зла, не желаю ему возмездия, а принимаю его таким, какой он есть». Боли может и не стать меньше, но зато человек сможет прямо смотреть в глаза своему обидчику, если тот сам готов смотреть ему в глаза и искренне просить прощения за причиненную им обиду.

Господь призывает нас простить даже врагов и Сам подает нам в этом пример. Такое всепрощение кажется чем-то фантастическим, неисполнимым, однако в Боге, во Христе это возможно. Учась прощать, нужно помнить еще и вот какой момент: часто люди, причиняющие нам боль, поступают так по попущению Господа. Не в том смысле, что они не виноваты, а в том смысле, что эта обида пойдет нам во благо.

К примеру, если мы просим у Бога такое качество, как смирение, неверно будет ожидать, что оно само собой вдруг свалится на нас с неба. Скорее нужно ждать, что Бог пошлет человека, который нас обидит, заденет, может быть, даже несправедливо. Претерпев такую обиду, найдя в себе силы простить — может быть, только на 3-й, на 10-й, на 20-й раз — мы потихоньку и будем учиться смирению. Нужно понимать, что ничего случайного не бывает и Бог все творит для нашей пользы.

Прощение — это не одномоментный процесс. Бывает, что мы вроде бы все простили и забыли, а через какое-то время в нас опять вспыхивает негодование и злость на нашего обидчика. В чем тут дело? А дело в том, что непрощение — это страсть. А страсть, однажды в нас поселившаяся, может со временем плотно укорениться в душе и, кроме того, способна затаиться, до поры до времени не подавая «признаков жизни». Особенно часто так бывает, когда нанесенная обида была действительно крайне болезненной и серьезной.

А кому выгодно, чтоб эта рана кровоточила вновь и вновь? Конечно, лукавому! Он без устали, всеми силами пытается сбить человека с пути, и если у нас есть какое-то «больное место» — то, из-за чего мы теряем равновесие, досадуем, гневаемся — он обязательно будет на него давить. Есть обида — этот «рогач» будет ее напоминать, освежать в нашей памяти неприятные поступки или слова, сказанные в наш адрес.
Этот шрам зарубцовывается долго — нужно время, однако необходимо и самому прикладывать усилия, чтобы он зарубцевался.

Надо себе напоминать, что с Богом возможно все. Христос, испытывая на кресте муки, которые нам страшно и представить, простил Своих мучителей и нам даст силу простить наших обидчиков.

протоиерей Максим Первозванский.

#12 
НАТАШУЛЬКА коренной житель17.03.24 21:55
НАТАШУЛЬКА
NEW 17.03.24 21:55 
in Antwort НАТАШУЛЬКА 26.02.23 21:24

Желаю всем достойно пройти поприще Великого поста. Оставив все худое и скверное, постараемся стать немного добрее и внимательнее по отношению к людям, ко всем, кто нас окружает. Очень важно в продолжение поста следить за своими мыслями и чувствами, за своими словами и поступками, за движением своего христианского сердца.



Помните, что Господь ждет от нас прежде всего чистоты сердечной, и если телесно вы вдруг оказались не готовы к продолжительным подвигам, то духовное воздержание по силам абсолютно всем. Следует знать, что самыми строгими седмицами являются первая, четвертая и последняя, Страстная.



Верующие стараются в это время быть каждый день в храме, дабы проникнуться глубинным содержанием богослужебных текстов, ведущих нас к подлинному покаянию и духовному обновлению. Еще раз всех поздравляю с началом Великого поста. Постимся постом приятным, благоугодным Богу!



Во дни Великого поста
Исполним, братия, уставы –
Очистим сердце. Боже Правый,
Не презри грешные уста,
Прими молитву покаянья,
Благослови нас на стоянье,
Гордыню нашу посрами
И гласу верности вонми...



Иеромонах Димитрий (Самойлов), насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

#13 
НАТАШУЛЬКА коренной житель20.03.24 10:36
НАТАШУЛЬКА
NEW 20.03.24 10:36 
in Antwort НАТАШУЛЬКА 27.02.23 05:59

https://youtu.be/PBhdAKBP3is?si=zksBQzLH3ZNam7It



Проповедь митрополита Илариона.


Человек высшее создание Божие

#14 
НАТАШУЛЬКА коренной житель21.03.24 21:48
НАТАШУЛЬКА
NEW 21.03.24 21:48 
in Antwort НАТАШУЛЬКА 26.02.23 21:24

ЧТО ТАКОЕ ГРЕХ?

Классификация основных грехов
С апостольских времен грех в Православной Церкви воспринимался как «болезнь души». Страсти – это наши болезненные слабости, недуги. Если не уделять внимания борьбе с ними, они, словно раковые метастазы, опутывают душу, порабощают и в конце концов убивают ее. Потому покаяние воспринимается не иначе, как лекарство для души.
Как болезни тела, так и духовные болезни у нас разные. Но, поскольку мы обладаем общей человеческой природой, то каким бы многообразием симптомов не проявлялись наши душевные недуги, корни они обычно имеют одни и те же.

Святые отцы, опираясь на многовековой опыт Церкви, дают нам в помощь классификацию основных грехов.

ЧРЕВОУГОДИЕ. Банальное переедание, не такое невинное явление, как может показаться. Когда человек не в силах владеть своим телом, своей плотью, когда плоть диктует ему условия жизни, когда наше настроение зависит от изобилия пищи, когда мы не можем совладать с похотьми своего чрева – это первая ступень. Тогда в душу врываются другие, более опасные страсти.

БЛУД. Этот крайне опасный грех проявляет себя по-разному. Опасен он еще и тем, что в наше время в светском обществе он совершенно не почитается за грех, а скорее даже за норму. Очень часто дорогу ему открывают такие обыденные для обывателя вещи, как невоздержанность в пище, питье, словах, нехранение глаз.

СРЕБРОЛЮБИЕ. В самих деньгах нет греха. Ими можно пользоваться разумно и даже приобретать через них спасение. Но когда человек весь смысл жизни видит в деньгах и все свои надежды полагает на них – они становятся идолом и губят душу.

ГНЕВ, раздражение, нетерпение к людям. Сегодня о любви даже говорить не приходится – мы не научились даже терпеть друг друга. Гнев же – движение души, данное нам Богом, которое должно было быть направлено на борьбу с грехом или с тем, что противно Богу. Все слышали выражение «праведный гнев». По слову преподобного Исаака Сирина, гнев должен быть «собакой, которая стоит на страже души, защищая ее от всего злого и нечистого, которое эту душу порабощает». Но падшая человеческая природа извратила сущность гнева и, к сожалению, у нас он стал исполнять совсем другие функции.

УНЫНИЕ. Смертный грех, способный довести человека до жутких последствий, а душу до вечной смерти. Человек, поддавшийся греху уныния, теряет веру в Бога, в промысел Божий, в любовь Божью, в попечение Его о нас.

ТЩЕСЛАВИЕ. Страдая этим грехом, мы болезненно стараемся показать себя лучше, чем есть на самом деле, хотим быть в центре внимания и печалимся, когда это не получается. Продолжением греха тщеславия, как, впрочем, и его основанием, является корень всех грехов, грех, которым порабощены мы все без исключения – гордость.

ГОРДОСТЬ, по словам преподобного Иоанна Кассиана Римлянина, «есть причина первоначального падения и главное начало болезни». От гордости происходят все вышеуказанные страсти. Человек может побеждать в себе грехи чревоугодия, блуда, сребролюбия, но при этом гордиться собой, мнить о себе, что он не такой как другие, он лучше, чище, только он достоин спасения. Гордость перечеркивает любые добродетели и способна низвергнуть человека с любых духовных высот.

протоиерей Сергей Успенский

#15 
НАТАШУЛЬКА коренной житель23.03.24 21:50
НАТАШУЛЬКА
NEW 23.03.24 21:50 
in Antwort НАТАШУЛЬКА 26.02.23 21:24

ПЕСНОПЕНИЯ ПЯТНИЦЫ ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА



Приидите, вернии, делаим во свете дела Божия, яко во дни благообразно ходим: всякое неправедное списание от себе ближняго отымем, не полагающе претыкания сему в соблазн. Оставим плоти сладострастие, возрастим души дарования, дадим требующим хлеб, и приступим Христу в покаянии вопиюще: Боже наш, помилуй нас.



Чистоты сый источник, постом соблюди нас Милостиве, призри на ны Тебе припадающия, вонми воздеянию рук наших, прострый длани Твои на Древе распинаемь о всех земнородных, безплотных едине Господи.



Душу мою, прокаженную от непристойных помышлений, окропив кровью Твоей, очисти, Божественное Слово, и общником славы Твоей соделай, меня Христе, претерпевший меня ради бесславное распятие.



Снедью делая злобу, и небрежение – питием, во всем пребывая неисправимым, я о воздержании от пищи неуместно радуюсь; но не таким должно быть посту, сказал Господь.



Зная многогрешное наше житие и нераскаянный нрав, скоро яви нам сострадание, Господи: ибо мы не знаем иного бога, кроме Тебя, жизнью и смертью владычествующего; спаси нас, как Человеколюбец.



Оставим плотские удовольствия, возрастим душевные дарования, дадим нуждающимся хлеб, и приступим ко Христу в покаянии взывая: «Боже наш, помилуй нас!»

#16 
НАТАШУЛЬКА коренной житель26.03.24 20:36
НАТАШУЛЬКА
NEW 26.03.24 20:36 
in Antwort НАТАШУЛЬКА 27.02.23 05:59

ГОСПОДИ И ВЛАДЫКО ЖИВОТА МОЕГО! ДУХ ТЕРПЕНИЯ ДАРУЙ МИ...
О, как надо нам просить этого духа терпения! О, как надо нам стяжать терпение! Ведь Сам Господь сказал: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21, 19). В терпении спасение души нашей. Почему это так? Потому что сказал Господь Иисус Христос: «Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь» (Мф. 7, 14). Труден, труден этот путь, и сказал нам Господь, и говорят нам апостолы, что путь этот – путь жизни христианской – это путь страданий, путь скорбей. «В мире скорби будете, но дерзайте, яко Аз победих мир» (Ин. 16, 33).

Если так, если весь путь христианский есть путь страданий, путь скорбей, только в терпении спасение миру. Мы только терпением можем спасти души наши. Апостол Иаков говорит в своем соборном послании: «С великой радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка» (Иак. 1, 2–4). Видите, терпение имеет совершенное действие, терпение делает нас совершенными во всей полноте без всяких недостатков.

Апостол Павел говорит: «Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное» (Евр. 10, 36), – жизнь вечную, Царство Божие. Терпите: без терпения невозможно спастись. Этот апостол, как и все другие апостолы, терпел много, много великих скорбей, гонений, преследований, и в конце – мученическую смерть. Ее претерпели все апостолы, кроме Иоанна Богослова, который в глубокой старости умер естественной смертью.

А говорит апостол Павел: «Признаки апостола оказались пред вами всяким терпением, знамениями чудесами и силами» (2Кор. 12, 12). (Все увидели мое апостольское достоинство не только в чудесах и знамениях, которые я творил, но увидели и в терпении моем). Всем явил он лицо апостольское в великом терпении. А своему ученику, епископу Тимофею, он завещал: «Ты же, человек Божий, ...преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости» (1Тим. 6, 11).

Если апостолу так надо было преуспевать в терпении, то как же нам, столь слабым христианам, отвергать эту добродетель? Как отвергать терпение, когда так легко начинаем мы роптать на Бога, если посылает Он неизбежные для христиан страдания? Никогда, никогда нельзя отвергать терпение, ибо без него совершенно невозможен путь в Царство Божие.

Вы знаете, что даже в мирских делах нужно великое терпение, что же скажем о нашем пути, о нашей духовной жизни? Нам оно неизмеримо важнее, чем людям мирским. Как стяжать терпение? Привыкать терпеть, привыкать не роптать – а роптать все очень склонны. И, конечно, просить у Бога терпения.

Если будем просить у Бога терпения, будем просить того, что угодно Ему, и будет с нами по слову Христову: «Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (Мф. 7, 11).

А это разве не благо – терпение? Прошение о терпении – это угодное Богу прошение, и Бог не оставит, Бог поможет каждому христианину, взывающему о терпении под тяжестью креста своего. Бог поможет каждому несчастному человеку, обремененному большой семьей и изнывающему в нищете, если будет просить он о терпении.

Но бывает, что просят и люди злые, идущие путем темным, греховным, творящие зло на каждом шагу; они тоже изнывают под тяжестью своей злой жизни, бывает, что и они просят терпения. А им Бог терпения не даст: это значило бы облегчить их черную, греховную жизнь, содействовать ей. Им не даст, а всем тем добрым, которые просят смиренно о терпении на своем христианском пути, Господь даст терпение, как говорит апостол Павел: «Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1Кор. 10, 13).

Дает терпение, сверх сил никого не обременяет, только бы не впадали в малодушие, только бы помнили, что наши беды и страдания, что наше горе ничто по сравнению с тем, что претерпел за нас Господь наш Иисус Христос. И потому надо нам много терпеть, ища утешения, «взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную Престола Божия. Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими» (Евр. 12, 2–3).

Вот чем надо укрепляться, вот откуда черпать можно, без конца черпать терпение – от креста Христова. Взирайте почаще на Крест святой, на Спасителя, Распятого на кресте, и молитесь вместе с Ефремом Сириным: Господи и Владыко живота моего, дух терпения даруй ми, рабу Твоему. Аминь.

Святитель Лука Крымский

#17 
НАТАШУЛЬКА коренной житель27.03.24 21:52
НАТАШУЛЬКА
NEW 27.03.24 21:52 
in Antwort НАТАШУЛЬКА 26.02.23 21:24

ГОСПОДИ И ВЛАДЫКО ЖИВОТА МОЕГО, ДУХ ЛЮБВИ ДАРУЙ МИ
О любви, которая есть исполнение всего закона, о любви просим мы. Если не имеем любви, то, по слову святого апостола Павла, мы «...медь звенящая или кимвал звучащий» (1Кор. 13, 1). Если мы имеем дар пророчества и знания великие и имеем веру, горы переставляющую, но не имеем любви, мы – ничто. Если раздадим все имущество свое нищим и отдадим тело на сожжение, но любви не имеем, мы – ничто. Вот что такое любовь. Если нет любви, какими бы совершенствами ни обладали, мы – ничто.

Любовь – это все, ибо все, что говорил Господь Иисус Христос, что совершил во дни Своей земной жизни, и прежде всего то, что явил на Голгофе, есть сплошная великая проповедь о любви. Значит, любовь есть то, о чем должны просить всегда, настойчиво, постоянно. Любовь есть то, стяжать которое – величайшая и основная задача жизни нашей, ибо задача наша в том, чтобы приблизились мы к Богу, чтобы стали совершенны, как совершенен Отец наш Небесный. А как приблизиться к Богу без любви? Без нее мы безконечно далеки от Бога. Любовь – это то, что культивировали в сердце своем все святые, то, что дано от Бога, как величайший дар благодати Божией за исполнение заповедей Христовых.

Есть счастливые люди, которые рождаются с сердцем мягким, кротким, любовным; им легче достигнуть в жизни христианской любви, чем всем другим, в особенности тем несчастным, которые рождаются с сердцем грубым, жестоким, мало способным к любви. Если человек родился с сердцем кротким, надлежит ему все-таки претерпеть весьма многое, пройти крестный путь страданий, чтобы ярким пламенем разгорелась любовь Христова в сердце его; умножить должен он эту любовь, которая дана ему.

Любовью христианской были переполнены сердца людей в древние времена, особенно во времена апостолов, когда люди любили друг друга, как братья, исполняя заповедь Христову. О них Господь мог сказать: «По тому узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собой» (Ин. 13, 35).

А теперь, где теперь любовь, кто найдет ее днем с огнем? Настанет страшное время, о котором говорит Господь, указывая признаки Своего второго пришествия. Он говорил, между прочим, и так: «Тогда соблазнятся многие, и друг друга предадут, и возненавидят друг друга, и, по причине умножения беззаконий, во многих охладеет любовь» (Мф. 24:10, 12). Это видим в наше время, это то, что терзает, раздирает сердце наше. Видим множество людей, которые ненавидят друг друга, предают друг друга, в сердце которых охладела любовь, и следов ее не осталось.

Тяжко, невыносимо тяжко жить, видеть, что вместо любви Христовой свирепствует ненависть, взаимная ненависть. Какой ужас, несказанный ужас пережили мы столь недавно, когда народ, исповедующий Христа, в союзе с другими тоже христианскими народами – народ германский – сотворил такие злодеяния, такие надругательства над законом любви, каких мир не видел. Что осталось от закона любви в тех злодеях, которые закапывали детей и стариков живыми в землю, разбивали о камни головы новорожденных, истребляли десятки миллионов людей? Где любовь? Не осталось ее и следа, любовь забыта.

Вместо закона Христовой любви мир живет законом всеобщей вражды. Кто следит по газетам, что совершается в мире, содрогается, видя, как самая сатанинская неправда торжествует, как поощряются великими державами политические насилия, заслуживающие глубокого осуждения. А вокруг нас? Жить в городе опаснее, чем в дремучем лесу, ибо много в городе бандитов, полных злобы и ненависти. Ибо люди в городе – крещеные люди, бывшие некогда христианами, – стали злее, опаснее зверей. Попрана святая любовь, попрана грязными сапогами, попрано Евангелие Христово, о любви никто не хочет и слышать.

Что нам делать, как нам быть? Неужели и нам сделаться волками, которых так много вокруг? Конечно, нет. Любовь Христова должна сохраниться до второго пришествия Господа Иисуса Христа, любовь Христова должна сохраниться в сердцах малого Христова стада, и те ужасы жизни, ужасы неправды, попранной любви, которые видим ежедневно и ежечасно, должны нас побуждать к тому, чтобы возгревать в сердцах наших святую Христову любовь.

Как же это сделать, кому дается любовь? Только тем, кто исполняет заповеди Христовы, кто идет по узкому пути страдания, не сворачивая с этого пути, какие бы страдания и гонения не грозили. Идти, идти, идти без конца по этому крестному пути, идти без оглядки, идти к свету Христову. Если будем упорно и непрестанно идти к свету, то придем.

Как можно любить людей, которые истязают нас: воров, бандитов, насильников, которые творят нам великое зло? Это возможно, возможно не в полной мере, но хотя бы в небольшой мере. Подумайте, что такое жалость? Это одна из форм любви святой. Разве не должны мы жалеть всем сердцем людей, отвергших Христа, идущих по пути погибельному, идущих к отцу своему – дьяволу? Разве вы их не должны жалеть? Любить их чистой, полной любовью невозможно, но жалеть их возможно, сокрушаясь сердцем, что эти несчастные люди на пути погибели. Если не будем проклинать этих людей, исполним закон Христов даже по отношению к ним.

Знаете ли вы, что на великого святого Серафима Саровского напали разбойники, несколько мужиков из соседней с монастырем деревни, избили его смертным боем, проломили череп, сломали ребра так, что он потерял сознание и несколько месяцев пролежал в монастырской больнице, пока не пришла Пресвятая Богородица исцелить его. Как отнесся он к разбойникам? Они были пойманы, переданы суду, а преподобный Серафим упросил со слезами, чтобы не наказывали их, а отпустили. Он плакал, он жалел их, а, следовательно, любил их.

Такую жалость проявляли весьма многие другие святые. Так святые относились к тем, кто творил им великое зло. Так Сам Бог терпит грешников, терпел даже такого страшного разбойника, как Варвар, который убил триста человек, потом покаялся, принес Богу такое покаяние, какого представить себе нельзя, и был прощен Богом, был возлюблен Богом, получил даже от Него дар чудотворения. Сам Господь так долготерпелив по отношению к тяжким грешникам, как же смеем мы их ненавидеть и проклинать? Должны мы их жалеть, а жалость, как я уже сказал, – одна из форм любви.

Если можно даже убийц, злодеев жалеть, то что скажем о менее тяжких грешниках – о несчастных ворах, о всех погибающих во грехах? Их надо жалеть еще больше, чем преподобный Серафим жалел своих убийц. Пусть никто не говорит: «Как могу я любить этих людей, отравляющих жизнь нашу, позорящих народ русский?» Пусть каждый не проклинает, а жалеет их, и тогда любовь Христова вселится в наши сердца. Любовь Христова незаметно, изо дня в день проникает в сердце человека, который старается Богу угодить, всегда молится, постом смиряет плоть свою, старается помочь окружающим людям.

Любовь Христова изливается в сердце такого человека, наполняет его до краев и изливается через край, как изливалась она у преподобного Серафима на грешников, которые тысячами приходили к нему. О такой любви молите Бога все словами святого Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего, дух любви даруй ми, рабу Твоему!» И даст вам Бог дух любви. Аминь.

Святитель Лука Крымский

#18 
НАТАШУЛЬКА коренной житель15.04.24 21:43
НАТАШУЛЬКА
NEW 15.04.24 21:43 
in Antwort НАТАШУЛЬКА 26.02.23 21:24

НЕМНОГО О БОГОСЛОВИИ ПОСТА.
Многими людьми пост мыслится больше образно, чем понятийно, преимущественно художественно, чем богословски. Люди постятся, «потому что надо», не понимая, почему и для чего это нужно делать. Пост для них сводится к неким крайностям – или к телесному воздержанию, или к духовному парению, «весне духовной».

Пост прежде всего – это установленный Церковью период усиленной духовной работы над собой, напряженный духовный подвиг или аскеза. По сути, в широком смысле он является кардинальным содержанием православной аскетической практики, синонимом православного подвижничества.

Духовная работа сосредоточена главным образом на духе человека, но не ограничивается им одним. Она также распространяется на его душу и тело. То есть пост по своему действию направлен на всего человека, охватывает все составляющие его триединой природы (дух, душу и тело), однако на первое, ключевое и высшее место ставит дух, усиленно стараясь подчинить ему все стороны человеческой жизни. И в зависимости от того, какое из трех начал первично для человека, люди распределяются на телесных, душевных и духовных.

У телесных, или плотских, людей телесные потребности преобладают над душевными, духовные же потребности практически атрофированы. Плоть господствует над душой, замещая для нее дух. Жизнь души всецело сводится к обслуживанию телесных потребностей.

Это может проявляться в двух противоположных типах поведения – расслабленном, чувственно-гедонистическом или, напротив, волевом, спортивном. Плотские люди или полностью потакают телесным похотям, стараясь доставить максимальное удовольствие органам чувств, или, напротив, ограничивают их, подвергают тело изнурительным тренировкам и/или лечебным процедурам ради его здоровья и долголетия.

У душевных людей на первом месте находятся потребности души – интеллектуальные, нравственные, эстетические. Духовные потребности отождествляются с душевными и подменяются ими. Для душевных тело – инструмент души, дух же – название высших душевных устремлений.

И для телесных, и для душевных людей дух практически не существует как самостоятельная и главенствующая способность человека; и у первых, и у вторых он, по сути, отрицается и подменяется чем-то другим.

Духовные люди в своей жизни руководствуются духом. Дух, отвечающий за опытное и личное общение с Богом, с одной стороны, подчиняется Ему, с другой, подчиняет себе душу и тело, не подменяя их, но контролируя, ограничивая и отводя каждому его естественное место.

Согласно святым отцам, человеческий дух является органом молитвы, совести и созерцания, благодаря которым осуществляются богообщение и богопознание. Только при господстве духа сохраняется триединая не ущербная иерархическая целостность человеческого существа, образующаяся из тела, души и духа; при господстве тела или души эта целостность необходимо умаляется и разрушается.

В земной реальности «чистые» телесные, душевные или духовные люди встречаются крайне редко. Чаще всего в людях представлены все три начала, каждое из которых взаимодействует с другими двумя, то враждуя, то сотрудничая, то побеждая, то терпя поражение, то захватывая власть над всем человеком, то теряя ее.

Цель поста – восстановление естественного здорового состояния человека, его добродетельно-благодатное исцеление, преображение и обожение. Прежде всего это означает восстановление первозданной иерархии человеческого существа, где дух, с одной стороны, всецело подчиняется Богу, с другой, занимает главенствующее положение и управляет душой, то есть ее разумной, волевой и эмоциональной способностями, также через душу руководит телом.

Телесное и душевное воздержание способствует освобождению времени и внутреннего душевного «места» для богослужения, молитвы, просвещения и дел милосердия. Время, силы и средства, которые раньше бездумно тратились на удовлетворение плотских страстей и похотей, на греховный образ жизни, теперь мудро употребляются на послушание тела душе и духу, на просвещение души истинами веры, на насыщение духа благодатью, а через него и души, и тела на праведный, добродетельный образ жизни. Тем самым роль тела и души ограничивается, уменьшается в жизни человека, они радикально подчиняются духу, который в свою очередь подчиняется Богу и становится на высшее место в человеке.

Вместе с тем благодаря этим же средствам происходит «стяжание Духа Святого», о котором говорил преподобный Серафим Саровский. Этот Дух, или благодать Божия, очищает, исцеляет и преображает всего человека.

К сожалению, даже среди верующих распространено ошибочное восприятие поста как некого тяжелого испытания, ограничения, обузы. Зачастую мы воспринимаем пост как особый, исключительный, необычный и ненормальный период года, который противостоит привычному и потому естественному нашему времяпрепровождению.

Таким пост представляется с точки зрения падшего, немощного, удобопреклонного ко греху человека. Так больной, который уже привык к своей болезни и даже научился получать удовольствие от нее, может относиться к лечению как чему-то неприятному, крайне трудному и даже враждебному.

Однако в богооткровенной библейской перспективе пост видится как совершенно естественное состояние человека, тот изначальный благой образ духовной жизни, в котором люди находились с момента сотворения до грехопадения, к которому они стремятся вернуться после грехопадения в Церкви путем исполнения заповедей Божьих, и в котором навечно будут находиться после Второго Пришествия Христа, всеобщего воскресения и Страшного Суда.

Таким образом, пост – это необходимый естественный удел человека и на земле, и на небе. От нашего свободного выбора зависит, каким для каждого из нас станет этот удел – «приятным», то есть радостным, созидательным, праведным и спасительным, или «неприятным», то есть унылым, разрушительным, греховным и гибельным.

автор иерей Тарасий Борозенец
полностью статью см. https://pravoslavie.ru/159547.html

#19 
НАТАШУЛЬКА коренной житель19.04.24 21:39
НАТАШУЛЬКА
NEW 19.04.24 21:39 
in Antwort НАТАШУЛЬКА 26.02.23 21:24

ВНУТРЕННИЕ ВЕРИГИ

Протоиерей Димитрий Шишкин

На текущей неделе святая православная Церковь вспоминает преподобную Марию Египетскую, тяжкую грешницу, многими скорбями, покаянием и молитвой стяжавшую благодать Святого Духа и сделавшуюся причастницей Божеского естества. Ее пример напоминает нам о милосердии Божием, дарит надежду, и вдохновляет на покаянные труды.


https://pravoslavie.ru/159710.html

#20 
1 2 alle