Как "разговорить" ребенка (6 лет)
Маша, ты молодец, что ищешь пути и возможности 👍 И что делишься своим опытом - за это тебе отдельное спасибо. Отвечая на твой пост в другой группе: конечно, никакой русский язык не стоит испорченных отношений и детских нервов. Я понимаю, что ты не хочешь давить, не хочешь, чтобы русский закрепился как язык, на котором не получается выразить себя. Но если ты - практически единственный источник языка и сын говорит с тобой по-немецки, если нет возможности найти индивидуального преподавателя и нет возможности регулярного погружения в языковую среду - тебе надо все же что-то менять в своем общении с ним, иначе язык уйдет в пассив. Что можно сделать? Я бы на твоем месте получила профессиональную консультацию у специалиста, занимающегося развитием речи и работающим с двуязычными детьми. Чтобы он поговорил с ребенком. Расценки в диапазоне 35-50 евро. Если хочешь, я дам ссылки. Тебе надо понимать, в каком состоянии язык у ребенка сейчас, и что надо делать в ближайшее время, какие приоритеты. Но волшебных кнопок нет, тебе все придется делать самой: пересматривать игровое общение, записывать ошибки, следить за своей речью, составлять списки тем и др. Но при желании это не так уж и сложно. Ты можешь пройти онлайн-курс У Дарьи Куматренко - 9 видеоуроков, я его сейчас прохожу. Она советует разные приемы, но тебе придется подбирать под ребенка самой. А ты читала статью в ее журнале о том, как мама разговорила неговорящую девочку? Называется "Как вернуть ребенку русский", вот здесь:
Не стоит возлагать больших надежд на русскоговорящих друзей в Германии, чаще они общаются друг с другом на немецком((
У нас есть только один русскоговорящий друг, немец, рождённый и живущий в Германии, с которым сын общается на русском.
Они часто встречаются и общаются на « нейтральной территории» , в русскоязычных лагерях, и поэтому автоматически переходят на русский, по привычке, что нас с мамой друга очень радует)))
А вот друг из русскоговорящей семьи со мной общается на хорошем русском, а с сыном только на немецком( я пыталась контролировать и поправлять, просила и умоляла, даже угрожала и шантажировала😂😂😂, безрезультатно). Не сложилось у него с сыном четкой связи - этот человек = русский язык((
Как сам объясняет этот ребёнок- с детьми он как- то не привык на русском говорить, только с мамой и папой. То есть только бытовой язык присутствует , а все « детские» темы обсуждаются с друзьями на немецком .
И ещё отличная альтернатива поездкам в Россию - это семейные русскоязычные лагеря. Я всегда за них ратую!
Не все любят такой формат отдыха, но мне кажется что Вам должно понравится. Там точно найдётся подходящая компания и для Вас, и для ребёнка, ну а уж на русском он точно научится отвечать всем и всегда.
Там интернациональный состав, и немецкий он использовать не будет.
Лагеря и частные уроки русского - без этих составляющих лично я бы уже наверное руки опустила.
н. п.
Статью прочитала на днях, спасибо! помогла идея делить день на 10тиминутные отрезки делить. Кажется, уж 10 минут-то всегда найдутся. Ну или почти всегда.
Хотела тут еще и аудио файл прикрепить, как сын говорит, для наглядности, но не получается. Тут нет такой возможности или я чего-то не нашла? mp3
Про лагеря уже все прочитала, собираюсь с мыслями и финансами. По описанию Мише должно прям ну очень понравиться. С детьми говорит он охотнее по-русски чем со мной.
Мужа с нами, наверное, не уговорю, он не любит, когда много людей, а я бы с удовольствием, хоть в палатке, хоть в пансионе каком.
И ещё отличная альтернатива поездкам в Россию - это семейные русскоязычные лагеря. Я всегда за них ратую!
Для нас тоже основная цель - погружение в русскоязычную среду. Хотя никто не может исключить ситуации что там окажутся неохотно говорящие по-русски дети их Германии...
Там интернациональный состав
В нашем "греческом" лагере были один финский папа (ты прекрасно знаешь кто) и папа Кореец. Так вот прикинь, они с нами грали в шляпу!
Было очень весело.
Мужа с нами, наверное, не уговорю, он не любит, когда много людей,
Русскоязычные папы а иногда и мамы, даже кто живет в России и т.д., тоже бывают разными. Бывет что их даже за всю смену не замечаешь, кто-то усиленно работает кто-то просто интроверт. Люди все разные...
Послушала, прикрепить сюда тоже не могу... :(
Молодец 🤗 Ну вот раз он любит описывать, значит, с опорой на этот навык можно попробовать заняться и другими речевыми навыками: например, умение объяснять или умение давать развернутые ответы. Напиши список интересных ему тем, которыми будешь заниматься в ближайшие месяцы (космос, животный мир или что угодно). По этим темам подбери книги и видеоконтент для пополнения пассивного словарного запаса. Прочитали или посмотрели вместе что-то – задавай вопросы (только не как в школе, конечно ;) а в формате обсуждения). Если отвечает коротко, сама давай развернутый ответ. Запиши, какие нужные конструкции ты сама используешь во время объяснения («если...то», «после того как...» и т.д.) и смотри, что из этого сын не использует. Эти речевые модели постарайся чаще использовать в повседневной речи, используй их в играх (например, когда кто-то из игрушек что-то объясняет другому и пр.).
Вообще, советую записывать – какие ошибки сделал, что у него не получилось сказать, чтобы в тот 10-15 мин. отрезок времени, которые ты решила выделить на занятия языком, тебе было самой понятно, чем конкретно ты сейчас занимаешься.
Рисовать, фантазировать любит? Можно «комиксы» рисовать (да просто хоть фигурки примитивные): герой пошел туда-то увидел то-то, испугался-убежал; что случилось раньше, позже, что будет и пр. В такой работе сразу несколько речевых навыков можно развивать: описание, последовательность событий, объяснение, аргументирование (если обсуждаете, что дальше должно случиться или нет) и пр.
Если по скайпу болтать любит, проси взрослых, чтобы задавали вопросы – как прошел твой день, выходные и пр. Заранее «тренируй» ответы на эти вопросы (в кавычках, потому что ребенок, конечно, не должен знать, что ты его «готовишь» к таким вопросам) - чтобы помнил цепочку событий, знал все нужные слова и пр.
Да много чего можно придумать, задача одна: с течением времени речь должна развиваться. Пусть и медленнее, чем немецкий, но развиваться ( = усложняться, из нее должны уходить все время повторяющиеся ошибки и пр.) Тебе надо вытащить речь на уровень, делающий возможным общение хотя бы на разговорно-бытовые темы по возрасту.
н. п.
Расскажу, как у нас продвигаются дела.
Вообщем, стала выделять в день по 10 минут на осмысленный русский. Если устала, то просто слежу за речью, а чаще говорю с ним о космосе или о ком-то ядовитом. Перед этим готовлюсь, чтобы слова не вспоминать.
Еще прослушали вместе мой плэйлист с моими любимыми песнями на русском, и сын навыбирал себе кучу. По какому принципу так и не поняла :) Там есть и "Лесные пожары" из Границы. Таёжный роман. И Порушка-Пораня, и Земфира.
Теперь слушает с удовольсвием.
Счас у нас гости из России с мальчиком 4х лет. Миша общается только на русском и тоже с удовольствием. Видимо, надо нам бросать основные силы на поездку в Россию и на семейные лагеря. Он очень любит общаться с детьми.
У
него выпало 4 зуба в течение 3 дней, и он сразу как-то стал попокладистей и поспокойней. Опять стали учиться читать, регулярно, но без фанатизма. Теперь я сама пишу ему упражнения. Так лучше, потому что мне видно, какие буквы он подзабыл или какие сочетания сложненее даются. Ну и чтобы не было такого как "мох сух". Потому что радость у него от узнанного большая, и тогда сразу хочет еще что-то пробовать. А если еще и объяснять ему, что он прочитал, то слишком много телодвижений.
Н. П.
Еще у нас был заключительный концерт в русской школе. К нему Миша учил стих Маршака "Вот медведь, медведь, медведь". Это был наш первый опыт рассказа наизусть.
Выучил, к моему удивлению, быстро и даже рассказал полностью на сцене. Иногда слышу, что сам себе в кровати тоже рассказывает или своим "деткам". Это была большая радость для меня.
Тем более, я услашала на этом концерте, что его акцент далеко не самый страшный...
А теперь история из жизни. Читаем нового Мимбо-Джимбо, как он рисует. В конце его картину называют дерзской и бунтарской. Я удивлюясь, что Миша не спрашивает, что такое "бунтарская",
но думаю, ладно, расслаблюсь. И так постоянно все комментирую и объясняю. Через пара дней приходит ко мне и приносит шарик пластилина. " это тебе подарок, там внутри сюрприз." Говорит на русском.
" что же там за сюрприз такой?"
" там внутри бунтраская бусинка!"
Потом выяснила, что он бунтарское сам себе объяснил как производное от bunt. Потом мне еще и книжку принес и картину ту показал. Говорит : "Смотри, она же, вон, какая бунтарская!" Я смотрю, а она и, правда,
очень яркая и пестрая.
Большое всем спасибо за советы и поддержку!
стала выделять в день по 10 минут на осмысленный русский. Если устала, то просто слежу за речью, а чаще говорю с ним о космосе или о ком-то ядовитом. Перед этим готовлюсь, чтобы слова не вспоминать.
молодец! 👍 Список тем лучше записывай - во-первых, так ты не забудешь, чем хотела позаниматься, во-вторых, когда они перед глазами, видно, чем не занимались давно, и чем пора бы заняться. Ориентируйся на "дыры" в словарном запасе (когда слышишь, что у него не получается сказать что-то) и на темы из "окружайки" - то есть те, на которые не получается поговорить в течение дня. То же с ошибками - их лучше записывать.
Бывают случаи, когда такая работа не нужна: в дошкольном возрасте словарный запас и грамматика могут усваиваться "сами собой" - при достаточном инпуте и если ребенок сам много говорит. Но у тебя не такая ситуация: русский сейчас слабый язык, грамматическая база не сформирована, активный словарный запас не большой: соответсвенно, тебе надо подходить к его развитию более системно, ставить конкретные маленькие цели и работать над ними.
ам есть и "Лесные пожары" из Границы. Таёжный роман. И Порушка-Пораня, и Земфира.
😆 Да все правильно, пусть слушает, что ему нравится. Мои вон "Песню о Щорсе" и "Сиреневый туман" поют :-)
Теперь я сама пишу ему упражнения. Так лучше, потому что мне видно, какие буквы он подзабыл или какие сочетания сложненее даются. Ну и чтобы не было такого как "мох сух". Потому что радость у него от узнанного большая, и тогда сразу хочет еще что-то пробовать. А если еще и объяснять ему, что он прочитал, то слишком много телодвижений.
Здорово, меня тоже раздражала "ива на возу" 🌸
Н.П.
Так, продолжаем сводки с полей.
Худо-бедно, но ребенок заговорил. Счас напишу по пунктам, что, как я думаю, сыграло роль. Но думаю, что все вместе, и сам ребенок тоже.
1. С той семьей, про которую я писала и которая не совсем рядом живет, но у девочек отличный русский, общаемся часто, Мы с мамой сдружились плотно и надолго, и дети тоже очень любят друг друга,
Теперь, когда у Миши есть школьный проездной, встречаемся чаще. Устраиваем с мамой ненавязчивый русский. Либо вместе в лесу что-то собираем, и учим деревья заодно и подобное. Что-то такое дается Мише сложнее, потому что он деревтя-то и по-немецки не знал, как оказалось. Ну и всякие названия его мало интересуют. Но, если с девочками, то готов на все. Я показывала им как делать из бумаги коробки. Выяснилось, что оригами стала вдруг Мишина тема. Он быстро учится и потом показываем младшей девочке и при этом учит все эти
"сложить пополам, теперь перевернуть".
То есть там, у нас только русский, и мама там такого же настроя и педагогического, и душевного, как и я. Поэтому счастью моему нет предела. Не только дополнительный русский нашла, но и хорошую подругу.
н.п.
2. Наша школа. После долгих мук выбора, мы пошли-таки в Вальдорф. Нам очень повезло с учителем. Молодой мужчина, ну очень спокойный, и дети его любят. Он авторитет.
Так вот оказалось, он очень любит руссский язык. И на первом уроке они все считали по-русски до 20ти. Потом и на других языках тоже. Еще они ставили репку. Нам писали в письме, что будут часто читать русские народные сказки.
Но, они ее раз поставили и на русском. Узнала я это два дня назад случайно. Решила почитать, а сын меня вдруг поправлять начал. Не "позвал", а "крикнул". Это, наверное, "кликнул" :)
Обсудили,что бывают рассные пересказы и слово "кликнули", что оно устарело, но "родственное "кличка" еще живет.
Вчера отнес нашу книжку учителю, а тот взял ее на ночь домой
посмотреть. Это, конечно, тоже Мишу очень вдохновляет.
3. В его классе у него большая любовь. Девочка из русской семьи. Они все делают вместе и говорят по-русски, как я поняла. Учитель не против. Живут они поближе, поэтому с гостями тоже попроще. И после таких гостей Миша долго со мной говорит или пытается по-русски.
Думала, может, и на каникулы их вместе куда отдать тут. Но там мама за немецкий переживает. Я так поняла, скорее, не получится. Но я к такому с пониманием.
Как потом там будет, непонятно. Счас у девочки немецкий слабее русского. И их общий русский их выделяет как бы в секретную группу. А как будет, когда она немецкий совсем подтянет, останется ли привычка... Но счас для Миши эта девочка является мегамотивацией.
н.п.
4. Стихи и песни. Я писала про стих в русской школе. Оказалось, он действительно очень быстро учит наизусть. Особенно, если ему дать самому выбрать. И потом часто сам себе рассказывает. Никогда бы не подумала, но вот такая зубрежка ему больше нравится, чем, например чтение. Самое любимое "Отдыхает Лена так" Лунина. Вообще два раза только прочитала ему. Поэтому теперь мы в эту степь движемся. Благо, хорошей детской поэзии на русском - море.
Тот диск, который я ему записала, заслушал до дыр. Хоть очень редко подпевал, оказалось тоже, что много помнит наизусть. Шли на трамвай и увидели объявление, что потерялась кошка Маруся. Так он сразу начал смеяться, вспомнил и спел куплет из пести "Ой, Дуся, ой, Маруся." Что он там понимает, не знаю, но любит очень и песню, и видео.
Вот, если кто не знает. Я очень люблю народное. А по какому принципу сын навыбирал песен, до сих пор не разгадала.